Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психология детей младшего школьного возраста

Определение 1

Психология детей младшего школьного возраста – это раздел возрастной психологии, который изучает условия, движущие силы, возрастные особенности и закономерности психического развития детей младшего школьного возраста.

Особенности младшего школьного возраста

Младший школьный возраст чрезвычайно важен для социально-психологического благополучия детей. Понимание внутреннего механизма психического развития, аспектов воздействия социальной ситуации и ведущего вида деятельности в большей степени способно определить успех профессиональной деятельности педагога (психолога) начальной школы.

В ходе своего развития дети младшего школьного возраста проходят через несколько возрастных периодов. Они характеризуются собственными психофизиологическии особенностями и соответствующей продолжительностью.

Младший школьный возраст в рамках современной периодизации психического развития включает промежуток от 6 – 7 до 9 – 11 лет. Выделение данных возрастов в отдельную стадию исторически произошло относительно недавно. Содержание и социальные задачи данного этапа до настоящего времени окончательно не определены, поэтому его рамки не считаются неизменными. Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис семи лет, при этом для завершения возрастного периода также характерен так называемый «предподростковый кризис».

Для младшего школьного возраста характерно несколько показателей индивидуальной учебной деятельности. Так, ребенок этого возраста умеет:

  • инициативно и самостоятельно различать известное и неизвестное теоретическое знание в осваиваемом предмете;
  • задавать содержательные вопросы;
  • принимать участие в дискуссиях, а также являться их инициатором или организатором.

Ведущий вид деятельности в этом возрасте представлен учебной деятельностью, обладающей обязательным, целенаправленным, общественно значимым и систематическим характером. По-прежнему игра продолжает занимать важнейшее место в жизни детей, но уже не является главной. Учебную деятельность чаще всего трактуют в качестве синонима учения, обучения. Также понятие рассматривается в качестве особой формы социальной активности, которая проявляется через предметные и познавательные действия.

«Психология детей младшего школьного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Предмет и особенности психологии ребенка младшего дошкольного возраста

В конце 19 – начале 20 века формируются предпосылки для выделения психологии детей младшего школьного возраста в отдельный раздел психологии.

Психология детей младшего школьного возраста представляет собой раздел возрастной психологии, с помощью которого происходит изучение условий, движущих сил, возрастных особенностей и закономерностей психического развития определенной группы детей.

В качестве предмета психологии детей младшего школьного возраста выступают факторы, закономерности и аспекты психического развития младших школьников. В состав задач предмета можно включить:

  • Раскрытие факторов, условий, закономерностей, движущих сил и индивидуальных особенностей психического развития младших дошкольников.
  • Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов.
  • Раскрытие особенностей ведущей деятельности в младшем школьном возрасте.
  • Формирование методов и методик исследования психического развития и личности младших школьников.
  • Определение основных направлений работы педагогов-психологов в области развития личности младшего школьника, включая формирование их учебной деятельности.

Ключевые понятия психологии детей младшего возраста

Ключевое понятие психологии детей младшего школьного возраста представлено категорией «развитие».

Определение 2

Развитие представляет собой процесс перехода из одного состояния в другое, причем второе является более совершенным, качественным, чем начальное. Переход происходит от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики можно представить в виде закономерного изменения психических процессов во времени. Оно может выражаться в количественных, качественных и структурных изменениях.

Развитие происходит с помощью качественных изменений (появляются новообразования, новые механизмы, структуры и процессы). Для данного направления существует несколько закономерностей:

  • поступательный характер (уже пройденные ступени могут повторять известные черты и свойства низших, но на более высшем уровне);
  • необратимость (движение происходит на новом уровне, реализация результатов предыдущего развития);
  • единство борющихся противоположностей, представляющих собой движущую силу процесса развития.

Психология детей младшего школьного возраста исследует психические явления, поэтому они являются не менее важными ее понятиями.

Определение 3

Психический процесс – это процесс, который условно выделен в целостной структуре психики. В его рамках выделяют познавательные процессы, эмоциональные и волевые.

В состав познавательных процессов можно включить ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь. Используя их, младшие школьники получают возможность познавать самих себя и окружающий мир.

Эмоциональные процессы включают чувства и эмоции, отражающие переживание детьми своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям собственной внутренней жизни. Они способны определять степень важности именно для них, для их жизни, устанавливая личностную роль определенного события.

Психические состояния включают бодрость, утомление, скуку, радость, тревогу, апатию и др. Они отражают реальную жизненную и трудовую ситуацию, вовлекая субъекта в процесс разрешения проблемных жизненных (или трудовых) ситуаций.

Психические свойства представляют собой наиболее устойчивые и существенные особенности, которые способны отличать человека или группу людей от других. В состав психических свойств также можно добавить особенности личности индивида (личностные качества, направленность, черты характера, темперамент, способности).

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot