Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Причины возникновения детской запущенности и методы преодоления трудновоспитуемости младших школьников

Определение 1

Детская запущенность (социально-педагогическая запущенность) – это такое состояние личности ребенка, при котором у него проявляется несформированность субъективной деятельности, общения и самосознания, а также ярко выражено нарушение собственного образа «Я».

Определение 2

Трудновоспитуемость – это бессознательное или сознательное сопротивление ребенка (подростка) целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное разнообразными причинами (нарушение психического развития, дефекты социального развития и т.д.), в том числе и отсутствием необходимого педагогического воспитания, затрудняющее социальную адаптацию, усвоение социальных ролей и учебной программы.

Причины возникновения детской запущенности и трудновоспитуемости младших школьников

Детская запущенность и трудновоспитуемость не возникают от одного случайного эпизода, причины их появления воздействуют на ребенка достаточно длительное время, оказывая на личность ребенка деформирующее влияние. Для того, чтобы успешно решить проблемы детской запущенности и трудновоспитуемости необходимо в первую очередь причины их возникновения.

Зачастую первые отклонения в поведении проявляются у детей в младшем школьном возрасте. Признаками являются неустойчивое поведение, конфликты с одноклассниками и педагогами. Дети проявляют такие личностные качества как упрямство, невыдержанность, необщительность, навязчивость, развязность в общении, болтливость и непослушание. Проявляется данное поведение с самых первых дней пребывания в школе, то есть ребенка не останавливает то, что он только вошел в новый коллектив. Таких детей принято называть «трудными», требующими индивидуального подхода в воспитании и обучении, а также дополнительных занятий со специалистами (психолог, социальный педагог и т.д.).

«Причины возникновения детской запущенности и методы преодоления трудновоспитуемости младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными причинами трудновоспитуемости у детей младшего школьного возраста являются:

  1. Педагогическая неграмотность родителей, приводящая к нарушениям в мерах воспитания детей: отсутствие единства требования со стороны всех членов семьи, несоразмерность наказаний и поощрений, жесткое отношение к ребенку, подавление его личности, излишня изнеженность и избалованность и т.д.
  2. Чрезмерная занятость родителей и нехватка времени на воспитание ребенка, безответственно отношение к нему. Все это порождает детскую безнадзорность.
  3. Собственный отрицательный пример со стороны родителей (аморальное поведение, пьянство, нечестный образ жизни и т.д.).
  4. Нарушенная структура семьи – это неполные семьи, а также семьи, имеющие длящийся внутренний конфликт.

Как показывает практика, трудновоспитуемость зачастую вызывается не одной какой-то причиной, а их совокупностью. Однако нельзя утверждать и то, что ребенок, который воспитывается в данных условиях, обязательно будет трудновоспитуемым или у него возникнет детская запущенность. Это связано с тем, что за судьбу ребенка несут ответственность не только семья, но также школа (детский сад) и общественность.

Преодоление детской запущенности и трудновоспитуемости младших школьников

Школа является ведущим звеном в системе общественного воспитания. Она решает задачи, связанные с компенсацией недостатков семенного воспитания и обеспечения необходимой индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Это обусловлено тем, что именно школа обладает научными методиками воспитания детей школьного возраста, а также обеспечена высококвалифицированными педагогическими кадрами и материальной базой.

В том случае, если школа обеспечена всем необходимым, то она способна создать эффективные условия для организации профилактических мероприятий, направленных на выявление и исправление трудновоспитуемых учащихся.

Замечание 1

Необходимость выявления детской запущенности и трудновоспитуемости в начальных классах обусловлена тем, что дети младшего школьного возраста более восприимчивы к педагогическому воздействию, и соответственно, у них имеются значительные предпосылки для перевоспитания.

Предпосылками для перевоспитания трудновоспитуемых детей именно в младшем школьном возрасте являются следующие аспекты:

  1. Выявленные у ребенка младшего школьного возраста отрицательные качества не успевают приобрести ту устойчивость и прочность, которая характерна для детей среднего и старшего школьного возраста.
  2. У ребенка младшего школьного возраста нервная система еще достаточно пластична, в связи с чем, он легче поддается перевоспитанию, нежели дети среднего и старшего школьного возраста.
  3. У детей младшего школьного возраста еще достаточно высок авторитет педагога, они прислушиваются к его мнению и с большей охотой выполняют требования.
  4. В отличие от педагогов, которые осуществляют образовательный процесс у учащихся средних и старших классов, педагог начальных классов практически весь учебный день проводит с детьми, в связи чем, он имеет возможность наблюдать за детьми в разных ситуациях, изучать их особенности, выделять отрицательные и положительные стороны, тем самым организовывать систематическое и целенаправленное воспитание отдельного ребенка, посредством индивидуального подхода.
  5. Учитель начальных классов имеет больше возможности установить эффективное взаимодействие с родителями трудновоспитуемого ученика, тем самым организуя единство воздействия на ребенка со стороны школы и семьи.

Основные направления работы по преодолению трудновоспитуемости младших школьников являются:

  • Индивидуальный подход к ребенку, на основании установленных у него индивидуальных особенностей (возраст, развитие, наличие способностей, склонности и т.д.).
  • Осуществление постоянного контакта с родителями ребенка, по вопросам его воспитания и обучения, а также проводимой коррекционной работы.
  • Привлечение к работе с ребенком специалистов (психолог, социальный педагог и т.д.).
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot