На протяжении нескольких столетий в научной среде была распространена точка зрения, согласно которой, если человек обладает определенными экстраординарными способностями, то они обязательно найдут проявление в соответствующих видах деятельности (в художественном творчестве, научных изысканиях и т. д.). На этом основании даже получил распространение афоризм «Талант всегда пробьется». Однако исследования последних лет полностью опровергли данную точку зрения. Одаренность, высокий уровень развития определенных способностей могут существовать, лишь пребывая в непрерывном движении, разностороннем развитии. Образно говоря, задатки и способности человека – это своеобразный сад, который требует регулярного ухода. Талант не может существовать в застое и самоудовлетворенности, он требует критичности по отношению к себе, стремления к самосовершенствованию.
Многие человеческие способности развиваются с первых дней жизни субъекта. В последующем, их развитие прекратится лишь тогда, когда человек перестанет работать над собой, то есть они могут сохраниться до последних дней жизни.
Этапы развития способностей
Процесс развития способностей условно может быть поделен на несколько этапов. На первых из них идет подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других – формируются задатки небиологического плана, а впоследствии достигают соответствующего уровня необходимые способности. Перечисленные процессы могут проходить не только последовательно, представляя собой определенные стадии, но и параллельно, в том числе взаимодействуя друг с другом.
Рассмотреть и проанализировать данные этапы возможно лишь на примере тех способностей, которые в своей основе имеют ярко выраженные анатомо-физиологические предпосылки, хотя бы в элементарной форме присутствующие с рождения.
Первичный этап развития подобной способности построен на созревании требуемых для нее органических структур или формировании на их основе нужных функциональных органов. Данный этап протекает, как правило, в период дошкольного детства, который охватывает возраст от рождения до 6–7 лет. Сам этап характеризуется совершенствованием работы всех анализаторов, развитием и функциональной дифференциацией отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Таким образом, на данном этапе создаются благоприятные условия для становления у ребенка общих способностей, уровень развития которых выступает основой для последующего формирования специальных способностей.
Этап формирования специальных способностей также активно протекает уже в период дошкольного возраста, ускоренными темпами продолжаясь в школе, в особенности в начальных и средних классах. Первое время развитию данных способностей помогают различные сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры, рисование. Именно игры дают ребенку тот необходимый толчок, в результате которого происходит формирование двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и иных творческих способностей. Игры, построенные на творчестве, в дошкольном детстве играют особую и незаменимую роль в формировании специальных способностей у детей. Впоследствии на их развитие оказывают влияние учебная и трудовая деятельность.
Не менее важной чертой формирования способностей у детей является их комплексность, выражаемая в одновременном совершенствовании нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Сформировать до определенного уровня какую-либо одну способность, не повышая уровня других, связанных с ней способностей, практически невозможно. Например, такая способность, как тонкие и точные движения рук, сама по себе является особенной, но она оказывает влияние и на развитие других способностей, где данные навыки также смогут найти применение. Способность оперировать идеальной, правильно поставленной и грамотной речью может быть рассмотрена отдельно, как вполне самостоятельная. Однако именно она выступает частью комплекса, являясь умением, которое органично проявляется в интеллектуальных, межличностных, многих творческих способностях, обогащая их.
Деятельность, направленная на развитие способностей
Многообразие и разноплановость видов деятельности, к которым одновременно приступает человек, – важнейшие условия комплексного и многоаспектного развития его способностей. В связи с этим многие исследователи предлагают отдельно рассматривать основополагающие требования, предъявляемые к деятельности, направленной на развитие способностей, и человеку, ее осуществляющему. Данные требования кратко могут быть сведены к следующему:
- творческий характер деятельности;
- оптимальный уровень ее сложности для субъекта;
- мотивированность личности;
- положительный эмоциональный настрой в процессе и по окончании.
Таким образом, если деятельность ребенка будет носить творческий характер, она будет мотивировать его на сложные мыслительные операции, в связи с чем сама по себе уже может быть рассмотрена как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность должна всегда быть связана с созданием чего-либо ранее неизвестного, открытием нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. В дальнейшем это сможет стать сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполнение деятельности находится в зоне оптимальной сложности, то есть граничит с пределом возможностей ребенка, она обязательно влечет за собой развитие соответствующих способностей, реализуя то, что было названо Л. С. Выготским зоной потенциального развития. Деятельность, которая не находится в пределах данной зоны, практически не влияет на развитие способностей. Если деятельность предполагает выполнение достаточно простых операций, она способствует реализации и поддержанию на прежнем уровне уже имеющихся способностей. Если деятельность сложна, она становится практически невыполнимой, что также не может привести к формированию новых навыков или умений.
Стимулирование интереса к выполнению деятельности посредством мотивирующих факторов связано с превращением цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В рамках теории социального научения особо подчеркивался тот факт, что приобретение и закрепление у человека принципиально новых форм поведения возможно лишь путем научения, которое не может быть организовано без соответствующего подкрепления мотивацией. Формирование и развитие способностей также являются результатами научения, и чем сильнее мотивационные мотивы, тем быстрее будет продвигаться развитие.
Характеризуя эмоциональный настрой, можно сказать, что на его присутствие влияет чередование успехов и неудач в деятельности, которая развивает способности человека. При этом настрой будет положительным лишь в том случае, если за неудачами (они не исключены, если деятельность входит в зону потенциального развития) обязательно будут следовать эмоционально подкрепленные успехи. Особенно важно, чтобы успехов было больше, чем неудач.
Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, то есть воспроизводить их частоту с помощью сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.
Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Именно деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами деятельности и их выполнения.