Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Акцентуация характера в подростковом возрасте

Понятие акцентуации

Неблагоприятные условия развития подростка провоцируют отклонения в формировании его личности. В частности возникают акцентуации характера, приобретающие патологический характер и разрушающие целостную структуру личности подростка.

Определение 1

Акцентуация характера – это чрезмерное выражение черт характера и их сочетаний, являющееся крайним вариантом нормы и граничащее с психопатией.

Акцентуация характера проявляется по-разному и в разной степени соответствует принятым общественным нормам.

Типы акцентуаций характера у подростков

Деление на типы акцентуаций характера основывается на клиническом и психологическом подходах. Согласно клиническому подходу выделяются следующие типы:

  • гипертимный,
  • циклоидный,
  • лабильный,
  • астено-невротический,
  • сенситивный,
  • психастенический,
  • шизоидный,
  • епилептоидний,
  • истероидный,
  • неустойчивый.

В психологии выделяют следующие типы акцентуаций характера:

  • гипертимный,
  • циклоидный,
  • лабильный,
  • астено-невротический,
  • сенситивный,
  • тревожно-педантичный,
  • интровертированный,
  • возбуждающий,
  • демонстративный,
  • неустойчивый.

Гипретимная акцентуация характера

Гипертимный тип акцентуации характера подростков сопровождается приподнятым настроением, которое изредка сменяется вспышками агрессии. Такое поведение может быть вызвано негативным влиянием окружающих, попытками резко подавить желания, намерения подростка и подчинить его своей воле. Дети с гипертимной акцентуацией характера, как правило, легко идут на контакт, коммуникабельные, инициативные с ярко выраженными организаторскими способностями, стремятся быть лидерами. В условиях одиночества, жесткой дисциплины и монотонной деятельности они могут вступать в конфликт. Однообразные уроки не интересуют таких детей. Чем ниже у гипертимного подростка мотивация учебной деятельности, тем сложнее ему работать на уроках без отклонений в поведении. Нейтрализовать акцентуации такого типа у подростков в процессе обучения можно привлекая его к интересной, разнообразной и доступной для него деятельности. Нормальному развитию характера подростка с гипертимной акцентуацией могут повредить полное отсутствие надзора и жесткий контроль. Такие дети требуют доброжелательного, уважительного отношения.

«Акцентуация характера в подростковом возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Циклоидная акцентуация характера

Циклоидный тип акцентуации характера подростков наблюдается чаще всего в старшем подростковом или раннем юношеском возрасте. Он характеризуется периодическим колебанием настроения и жизненного тонуса. В период подъема настроения циклоидным детям присущи признаки гипертимного типа, а во время спада настроения у них резко снижается уровень контактности, они становятся молчаливыми и пессимистически настроенными. Подростки с данной акцентуацией характера очень уязвимы к кардинальному разрушению привычных жизненных стереотипов. Серьезные неудачи и нарекания со стороны окружающих могут усугубить их депрессию, вызвать бурную аффективную реакцию с попытками суицида. В данной ситуации подростку требуется ненавязчивая забота и внимание со стороны окружающих, теплые отношения со значимым для него человеком.

Лабильная акцентуация характера

Лабильный тип акцентуации характера у подростков характеризуется резкой переменчивостью настроения, которое зависит от внешней ситуации в определенной степени. Эта черта присуща всем подросткам, но для акцентуации лабильного типа присуща слишком резкая смена настроения при незначительном поводе, например, неприветливый взгляд собеседника или сказанное кем-то неприятное слово или шутка. Частые смены настроения сочетаются у таких детей со значительной глубиной переживаний. Возможны конфликты со сверстниками и взрослыми. После кратковременных аффективных вспышек наступает быстрое раскаяние и поиск способов примирения. Часто лабильные подростки выглядят легкомысленными, но при этом они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным и друзьям. Заботу, по отношению к себе, они воспринимают с благодарностью. В отношениях с ними следует избегать упреков, наказаний, проявлять к ним больше доброты, ласки.

Астено-невротическая акцентуация характера

Признаками данного типа являются повышенный уровень физической и психической утомляемости, раздражительность, склонность к ипохондрии. Быстрая утомляемость порождает повышенную возбудимость и мешает подростку ориентироваться в ситуации. Аффективные вспышки в поведении вызываются нарастанием раздраженности в момент усталости. При этом сорвавшись, астено-невротик очень быстро теряет силы. У астено-невротиков наблюдаются суточные циклы бодрости и усталости. Во взаимодействии с подростками-астеноневротиками необходимо проявлять терпение и искреннее сочувствие, стараться завуалировать его неудачи, возникающие на фоне истощения и акцентировать внимание на его успехах.

Сенсативная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к данному типу, очень уязвимы и боязливы, у них ярко выражено чувство собственной неполноценности. Учатся подростки с сенсативной акцентуацией, тщательно и успешно, но стесняются отвечать на уроках, боясь, запнутся и вызвать смех. Очень часто такие дети скрывают свои реальные знания, чтобы сверстники не считали их выскочками или заучками. Уровень контактности подростков данного типа ниже среднего. Они отдают предпочтение узкому кругу друзей, редко вступают в конфликт, обычно занимают пассивную позицию. Для них характерны такие качества, как альтруизм, сострадание, умение радоваться чужим успехам, добросовестность. У них достаточно рано формируются очень высокие моральные и этические требования к самому себе и окружающим. Чувство неполноценности у сенситивных подростков провоцирует выраженную реакцию гипер-компенсации. Они самоутверждаются там, где чувствуют свою неполноценность.

Тревожно-педантичная акцентуация характера

Подростки, принадлежащие к этому типу, нерешительны, склонны к размышлениям и самоанализу. У них часто возникают навязчивые страхи и мысли. Необходимость сделать самостоятельный выбор может привести к длительным и невыносимым метаниям. Нерешительность вызывает гипер-компенсации, проявляющиеся во внезапной самоуверенности, безапелляционности в суждениях, поспешных действиях в ситуациях, где необходимы рассудительность и осторожность. В отношениях с подростком такого типа акцентуации необходимо придерживаться оптимистического общения, избегать наказаний и запугивания, практиковать поощрения и мотивировать его активность и самостоятельность.

Интровертированная акцентуация характера

Яркими признаками подростков с интровертированной акцентуацией является замкнутость и отстраненность от окружающего мира, сниженная потребность в общении. У интровертированных детей часто сочетаются противоположные черты: отстраненность и чрезмерная чувствительность, упрямство и податливость, огромная привязанность и немотивированная антипатия, богатство внутреннего мира и ограниченность его внешних проявлений. Такие подростки бурно реагируют на некорректные попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир. Отгороженность от внешнего мира затрудняет социализацию подростков. Для сближения с такими подростками необходимо продемонстрировать искреннюю заинтересованность их личностью, увлечениями и делами.

Возбуждающая акцентуация характера

Подростки такого типа акцентуации характера часто предстают мрачными, раздраженными, озлобленными, а в некоторых ситуациях даже агрессивными. Интеллектуальная сфера таких детей, как правило, инертна. Заниженная мотивация к учебе очень часто сочетается у них с высокими претензиями к оценкам. Педагог должен предоставить им возможность заслуженно получать высокие оценки, используя дифференциацию и индивидуализацию в обучении. Доброжелательность, последовательность и тактичность во взаимодействие с такими подростками должны сочетаться с защитой окружающих от их тирании. Одним из способов коррекции поведения является апелляция к их сознанию и самосознанию, в индивидуальных беседах проведение анализа и оценки поведения.

Демонстративная акцентуация характера

Подросткам, у которых преобладают признаки демонстративной акцентуации характера, присущ эгоцентризм. В такой ситуации необходимо формировать у подростка осознание того, что самым правильным способом привлечения к себе внимания является социально ценная, полезная деятельность, требуется помочь ему включиться в такую деятельность.

Неустойчивая акцентуация характера

Для подростков, которые представляют этот тип, характерна патологическая волевая слабость. Для коррекции характера подростков очень важен контроль над их поведением и деятельностью. Ужесточение требований необходимо сочетать с искренней заинтересованностью в его успехах и эмоциональным контактом с ним.

Замечание 1

Можно сделать вывод, что при неблагоприятных условиях личностное развитие подростков может характеризоваться дисгармоничностью, противоречивостью и возникновением акцентуаций характера.

Дата последнего обновления статьи: 02.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot