Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профилактика тревожности у дошкольников

Сущность и причины тревожности у детей дошкольного возраста

Определение 1

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в разнообразных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают.

Основными причинами тревожности у детей дошкольного возраста являются:

  1. Наличие внутреннего конфликта.
  2. Нарушение во взаимоотношениях с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.
  3. Противоречивость тех требований, которые предъявляются к ребенку со стороны родителей и воспитателей детского сада.
  4. Неадекватность требований к ребенку. Чаще всего завышенные требования к возможностям ребенка со стороны родителей.
  5. Негативные требования, унижающие ребенка, ставящие его в зависимое состояние.

Основной причиной возникновения тревожности у детей дошкольного возраста является нарушение детско-родительских отношений.

Тревожность необходимо отличать от тревоги.

Определение 2

Тревога – это кратковременное эпизодическое проявление волнения и беспокойства.

То есть, по своей природе тревога является кратковременным явлением, в то время как тревожность достаточно устойчивое и длительное состояние. Например, если ребенок волнуется перед ответственным выступлением на утреннике, чтением стихотворения наизусть и т.д., то это тревога. Если же состояние тревоги повторяется многократно в различных ситуациях (ответы на занятиях, общение с людьми и т.д.), то это уже говорит о наличии у ребенка тревожности

Замечание 1

Таким образом, тревожность, в отличие от тревоги не связана с определенной ситуацией, она проявляется в разнообразных ситуациях, даже не предрасполагающих к этому. Тревожность ребенок испытывает практически всегда и во всех видах деятельности. Если же ребенок боится чего-то конкретного (темнота, высота, змеи и т.д.), то в этом случае он испытывает страх.

«Профилактика тревожности у дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Как показали проведенные психологами исследования, тревожности до 7-ми лет больше подвержены мальчики, после 7-ми лет – девочки. Кроме того, тревожность у девочек и у мальчиков имеет разную структуру и проявление. Так, девочки чаще всего тревожатся из-за того, что о них плохо подумают родители, педагог или подружки, в то время как тревожность мальчиков связана с реальным наказанием со стороны родителей или с тем, что их побьют сверстники.

Уровень тревожности ребенка дошкольного возраста во многом зависит от уровня тревожности родителей и окружающих его взрослых. Высокая тревожность у воспитателя или родителей, может передаться и ребенку.

Например, в семьях, где очень часто между родителями возникают конфликты, уровень тревожности ребенка дошкольного возраста значительно выше, чем в благополучных семьях с комфортным эмоциональным и психологическим микроклиматом.

Направления профилактической работы по снижению тревожности у детей дошкольного возраста

Основные направления работы с детьми дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности:

  1. Повышение самооценки ребенка.
  2. Овладение ребенком навыков самоуправления в разнообразных ситуациях и особенно в тех, которые вызывают наибольшее волнение и тревогу.
  3. Овладение навыками по самостоятельному снятию мышечного напряжения.

Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими повышенный уровень тревожности необходимо всегда обращаться к нему только по имени, хвалить за достижения, пусть они и не большие. Похвала должна быть адекватной, заслуженной и проходить в присутствии других детей. В этом случае она будет значимой и действенной для ребенка.

Ежедневно сообщать родителям о достижениях ребенка за день. Но при этом нужно помнить, что незаслуженная или завышенная похвала может отрицательно сказаться на развитии личности ребенка и формировании у него ряда личностных качеств (завышенная самооценка, зазнайство и т.д.).

Рекомендации родителям по профилактике тревожности у детей дошкольного возраста:

  1. При обращении с ребенком не нужно подрывать авторитет иных значимых для него людей (например, критиковать действия воспитателя или бабушки).
  2. Быть последовательным в своих действиях и решениях. Нельзя что-то запрещать ребенку без объяснения причин, просто потому, что там захотелось родителям.
  3. Учитывать возможности ребенка, не требовать от него того, что он не в силах выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, не нужно ставить ему в пример другого ребенка, необходимо помочь достичь собственных успехов в этом деле и похвалить за настойчивость и упорство.
  4. Выстраивать с ребенком доверительные взаимоотношения, основанные на взаимной любви и уважении.
  5. Быть честным с ребенком, воспринимать его таким, какой он есть.
  6. Больше проводить с ребенком времени, вместе гулять или играть. Совместное времяпровождения укрепляет отношения детей и родителей, развивает чувство достоинства и гордости.

Правила работы с тревожными детьми дошкольного возраста:

  • Не устраивать состязаний и каких-либо видов работ на скорость.
  • Не сравнивать ребенка с другими детьми.
  • Чаще использовать телесный контакт, проводить упражнения на релаксацию.
  • Способствовать повышению самооценки ребенка, как можно чаще хвалить его, причем так, чтобы он знал за что именно.
  • Стараться обращаться к ребенку по имени.
  • Демонстрировать уверенное поведение, стараться быть ребенку во всем примером.
  • Не предъявлять завышенных требований к ребенку.
  • Быть последовательным в воспитании ребенка.
  • Стараться делать ему как можно меньше замечаний.
  • Наказание применять лишь в крайних случаях.
  • Наказывая ребенка, не унижать его.

Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно выполнить учебные поручения и задания, необходимо выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не ощущал себя ущемленным; при этом надо ненавязчиво помогать ему выполнять сложные и трудные для него задания. Стараться заниматься с ребенком на предельной для него трудности. Развивать его «зону ближайшего развития».

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot