Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психогимнастика

Все предметы / Психология / Психогимнастика
Определение 1

Психогимнастика — это вид групповой психотерапии. При ее осуществлении основное средство коммуникации представляет собой двигательную экспрессию с помощью мимических средств и пантомимы.

Понятие и цели психогимнастики

Замечание 1

Психогимнастика является комплексом особых упражнений, которые направлены на развитие эмоциональной и волевой сферы, навыков общения, а также на борьбу с соответствующими психологическими проблемами.

Среди основных достоинств психогимнастики необходимо выделить игровые особенности упражнений с опорой на ведущую деятельность ребенка дошкольного возраста. Она помогает сохранить эмоциональное благополучие детей, которые начинают использовать воображение в ходе групповых форм работы.

Основные цели психогимнастики включают:

  • Преодоление барьеров в коммуникации, понимании себя и окружающих людей;
  • Снятие психического напряжения с сохранением эмоционального благополучия детей;
  • Формирование возможностей для самовыражения;
  • Развитие словесного языка чувств (ребенок называет эмоции, что ведет к эмоциональному осознанию самого себя).

Обобщенно психогимнастика помогает детям приобрести навыки ауторелаксации и выразительных движений. Она предназначена для тренировки психомоторных функций, воспитания высших эмоций и чувств, коррекции поведения с помощью ролевых игр. Ее методы позволяют избавиться от эмоционального напряжения, учат распознавать эмоции и управлять ими.

Значение психогимнастики

Психогимнастика в работе с детьми помогает лучше адаптироваться в коллективе. Дети проще заводят знакомства и начинают дружить, могут разобраться в себе, чувствах, учатся демонстрировать и понимать эмоции. Ребенок избавляется в ходе психогимнастики от стеснительности, брезгливости, страхов и других неприятных чувств и особенностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Психогимнастика позволяет развивать воображение и творческое мышление, учит контролировать собственные движения. Педагогическая аксиома звучит так, что чувства и эмоции передаются не благодаря методам и приемам, а с помощью человека. В современных условиях важно выделять такое профессионально важное качество педагогов, как управление эмоциональными состояниями (как своими, так и своих воспитанников).

Тревожность у дошкольников проявляется через беспокойство, напряженность, недоверчивость к окружающим, неуверенность в себе. Главное условие профилактики и снятия тревожности — это наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к ребенку, веры в природный потенциал воспитанников, возможности познавать мир в деятельности.

Психогимнастика позволяет педагогам дошкольных учреждений решить несколько задач в области развития эмоциональной сферы:

  • Произвольное направление внимания ребенка на испытываемые эмоциональные ощущения;
  • Различие и сравнение эмоциональных ощущений, умение определять их характер (например, приятно/неприятно, беспокойно/удивительно);
  • Произвольное и подражательное «воспроизведение» или демонстрация эмоций в соответствии с заданным образцом;
  • Улавливание, понимание и различие лучших эмоциональных состояний;
  • Появление сопереживания (принятие позиции партнера по общению и полноценное проживание, прочувствование его эмоционального состояния);
  • Ответ адекватными чувствами (проявление в ответ на эмоциональное состояние другого человека таких чувств, которые способны принести удовлетворение участникам коммуникации).

Особенности психогимнастики

Психогимнастикой, как правило, занимаются с детьми, которые уже начали понимать инструкции и способны выполнять упражнения (примерно с 2,5 – 3 лет). Эти занятия чаще всего используются в практической работе педагогов в детских садах, развивающих и психологических центрах. Если занятия необходимо устроить дома, то для этого потребуется так называемая картотека упражнений по психогимнастике (разные упражнения для разного возраста).

Основной особенностью психогимнастических упражнений является то, что они проводятся в форме игры. Такие упражнения нравятся детям, поскольку упражнения называются этюдами и напоминают сценку, разыгрываемую участниками. Часто на фоне педагог включает подходящую композицию (рекомендации по выбору музыки для занятий прописаны в описании занятий).

Перед началом проведения психогимнастики необходима небольшая разминка. Она нужна для расслабления, раскрепощения ребёнка и его настройки на игру. Объекты внимания во время разминки представлены звуками, голосами, предметами, невидимым окружением, людьми и др.

В числе упражнений по психогимнастике можно выделить такие, которые дети могут выполнять в одиночестве, но большинство из них концентрируется на установке контакта с другими и на совместной деятельности. По этой причине в домашней обстановке не просто полноценно заниматься психогимнастикой. По возможности к играм подключается несколько детей или взрослых людей.

Психогимнастика считается очень полезным занятием, которое не только способно помочь, но и просто поднимает настроение. Тем не менее, не нужно относиться к этой методике как к панацее, ожидая, что ребенок преобразится после первого же упражнения. Для любых изменений требуется время, иногда немалое.

Проводя с детьми игровые занятия, важно учитывать несколько принципов:

  1. К ребенку и его потребностям нужно относиться с уважением и доброжелательностью.
  2. Педагог должен принимать каждого ребенка таким, какой он есть.
  3. Во время психогимнастики взрослые не должны допускать упреков и порицания за неуспех.

Занятия происходят в игровой, занимательной форме, поэтому чаще всего вызывают у детей живой интерес. Педагогу необходимо для поддержания оптимистичного настроения давать положительную эмоциональную оценку любому достижению воспитанника.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис