Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психотехнологии развития оптимистического мировоззрения

Все предметы / Психология / Психотехнологии развития оптимистического мировоззрения
Определение 1

Психотехнологии развития определенной сферы — это приемы, способы, упражнения и техники, которые концентрируются на развитии определенного качества (например, оптимистического мировоззрения), активизируют и помогают реализовать потенциал участников коммуникации.

Особенности оптимистического мировоззрения

Оптимистическое мировоззрение представляет собой позитивный взгляд на жизнь, который отражает жизнеутверждающие, созидательные и располагающие к совместной деятельности диспозиции личности. Напротив, негативный взгляд на жизнь отражает низкий интерес к жизни, слабость воли и мотивации, наличие иррациональной, непродуктивной и малопривлекательной жизненной стратегии.

Индивиды с оптимистическим мышлением, как правило, более успешны в любых видах деятельности, которые наполнены неопределенностью и требуют выраженного упорства и настойчивости. Они спокойно относятся к неудачам, причины которых невозможно контролировать.

Исследования психологов показали, что оптимистические установки, присущие для оптимистического мировоззрения, позитивно отражаются на следующих сферах:

  • Соматическое, психическое и психологическое здоровье,
  • Успешность учебной деятельности подростков,
  • Наличие эффективности в мотивации успеха,
  • Настойчивость в преодолении трудных ситуаций,
  • Выбор проблемных социально-ориентированных копинг-стратегий личности,
  • Успешная адаптация к сложным жизненным ситуациям.

Основой оптимистического отношения к жизни стал принцип человеческой активности, который обосновал И. Кант. Индивиды, живущие в соответствии с данным принципом, даже при наступлении неблагоприятных условий всегда будут находить умную основу жизни. Она представляет собой феноменальное явление, имеющее абсолютную ценность и возникшее в ходе испытаний человеческой личности препятствиями и страданиями.

Развитие оптимистического мировоззрения

Вопросами формирования оптимизма активно интересовались представители экзистенциально-гуманистической психологии (К. Роджерс, В. Франкл, К. Ясперс и др.). Ученые придавали большое значение групповой форме работы, предполагая, что она влияет на устранение тревоги и развитие самораскрытия, так как отношения, формирующиеся между членами группы, предназначены для создания оптимальных условий психологических изменений.

Готовые работы на аналогичную тему

Одна из основных форм групповой работы в области развития оптимистического мировоззрения представляет собой тренинг. Групповые психологические тренинги чаще всего представляют собой систему активных психотехник практической психологии, которые используются для работы с психически здоровыми людьми. Такие люди имеют психологические проблемы, а психотехнологии могут оказать им помощь в саморазвитии.

Базовые особенности психотренинга включают:

  • Высокую активность участников;
  • Групповую форму проведения;
  • Игровой характер;
  • Направленность на обучение;
  • Систематическую рефлексию.

В качестве средства формирования оптимистического мировоззрения подростков выступают следующие психотехники: информирование, дискуссия, ролевая игра, психогимнастика и др.

Психотехники развития оптимизма

Информирование как психотехника создания и развития оптимистического мировоззрения является предоставлением информации о разных сторонах обсуждаемой проблемы. Дискуссия представляет собой эффективный способ активизации группы, используемый в решении различных коррекционно-развивающих задач.

Групповая дискуссия — это коллективное обсуждение определенной проблемы. Ее конечная цель представлена достижением определенного общего мнения по вопросу. Организация дискуссии происходит как процесс диалогического общения участников. В ее процессе формируется практический опыт совместного участия в ходе обсуждения и разрешения теоретических и теоретико-практических проблем.

Дискуссия помогает осуществить коллективное сопоставление мнений, оценок и информации по обсуждаемым вопросам. Ее психологическая ценность заключается в том, чтобы благодаря принципу обратной связи и мастерству специалиста-психолога каждый участник получил возможность увидеть, как разными способами можно подходить к решению одинаковой проблемы.

Ролевая игра – это технология психологического моделирования. С ее помощью можно достигать психокоррекционного эффекта через интенсивное межличностное общение в условиях игровой имитации реальных или выдуманных ситуаций. Эта психотехнология помогает начать проявлять свою индивидуальность, творческие возможности, формируя условия для лучшего осмысления норм и правил поведения и общения.

Психогимнастика представляет собой вспомогательную систему психологических заданий игрового характера, которые способствуют эффективному осуществлению тренинга. Ученые признают некоторую условность термина «психогимнастика», поскольку с помощью него может обозначаться очень широкий круг упражнений, включая письменные и устные, вербальные и невербальные.

Они могут считаться специализированными, поскольку воздействуют преимущественно на ту или иную психическую характеристику. Упражнения также способны носить и универсальный характер, оказывая более точечное воздействие.

Психотехника «самомониторинг эмоциональных состояний» применяется в процессе развития оптимистического мировоззрения с целью самоконтроля саморегуляции личности. Она предназначена для выявления и произвольного преодоления эмоциональной напряженности.

Ключ к реализации этого механизма психокоррекции состоит в том, что происходит поощрение открытого высказывания клиентами чувств и осознание дифференцировки между чувствами и переживаниями.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис