Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие общения с взрослыми в психическом развитии дошкольников

Все предметы / Психология / Развитие общения с взрослыми в психическом развитии дошкольников

Мотивы общения ребенка со взрослым

Определение 1

Общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми либо группами, в ходе которого происходит осуществление совместной деятельности, а также обмен информацией, знаниями, умениями и навыками.

Потребность в общении и прагматические нужды человека не одно и то же. Если прагматическими нуждами являются, например, потребность в безопасности, потребность в пище, потребность в активности, то психологическая сущность потребности в общении – это стремление к познанию как себя самого, так и других людей.

Человеку свойственно не только узнавать свои отдельные качества, способности, но и оценивать их. В результате сравнения себя с другими людьми и сравнение других людей в отношении себя, формируется самооценка человека. В отношениях с другими людьми человек осознает себя и понимает других в их целостности и уникальности.

Общение имеет свои мотивы и предпринимается ради их достижения. Мотив общения в широком смысле – это другой человек, в нашем случае это человек взрослый. Являясь сложным и многогранным объектом, человек обладает разными свойствами и качествами. Мотивами общения становятся те качества, которые побуждают к общению. На данном этапе эти качества будут главными.

Психолог М. Лисина выделяет деловые, познавательные, личностные категории мотивов общения. Что касается деловых мотивов, то они предполагают способность к сотрудничеству, общей активности, где взрослый человек выступает в роли партнера. Ребенку не только интересно, но и важно увидеть, во что взрослый умеет играть, что может показать и др.

В ходе удовлетворения потребности в познании чего-то нового, возникают познавательные мотивы, а взрослый выступает не только источником информации, но и слушателем, который может понять и оценить суждения ребенка.

Личностные мотивы предполагают, что общение выступает как самостоятельный вид деятельности и побуждается самим человеком.

Готовые работы на аналогичную тему

Для того чтобы мотивы общения и потребности были удовлетворены используются определенные средства общения. М. Лисина называет три вида средств общения – экспрессивно-мимические в виде улыбки, гримасы, взгляда, предметно-действенные, к которым относятся позы, жесты, и речевые виды

Первый вид средств общения – что-то выражает, второй вид – что-то изображает, а третий вид – обозначает содержание, передаваемое ребенком взрослому.

На основании психологических исследований было выяснено, что мотивы, потребности и средства общения образуют устойчивые сочетания или формы общения, сменяющиеся на протяжении возраста ребенка.

Та или иная форма общения имеет:

  • свое время возникновения в онтогенезе;
  • свое место в общей системе жизнедеятельности;
  • содержание потребности, удовлетворяемое ребенком;
  • мотивы, побуждающие к общению;
  • основные средства общения.

О характере психического развития ребенка можно говорить на основании 4-х различных форм общения, которые появляются и развиваются на протяжении детства.

Замечание 1

Задача педагога, таким образом, заключается в том, чтобы правильно определить и развить форму общения, соответствующую возрасту и индивидуальным возможностям ребенка.

Формы общения ребенка со взрослым и его роль в психическом развитии

Все формы общения и каждая в отдельности в психическое развитие ребенка вносят свой вклад.

В онтогенезе первая возникающая форма общения ситуативно-личностная. В первые полгода эта форма является главной и единственной.

Общение младенца с взрослым происходит вне другой деятельности, поэтому для ребенка является ведущей деятельностью. Важными здесь являются потребность во внимании и доброжелательности, личностные мотивы и экспрессивно-мимические средства.

Потребность во внимании взрослого остается у ребенка на всю жизнь, поскольку является первой и основной потребностью в общении, которую удовлетворить совсем не сложно.

Через полгода, когда ребенку исполняется 6 месяцев, на смену приходит ситуативно-деловая форма общения. Её развитие происходит в ходе совместных манипулятивных действий с взрослым, удовлетворяя, таким образом, новую потребность ребенка в сотрудничестве.

Данный вид общения имеет эмоциональную окраску, но эмоции могут быть не всегда положительными. Ребенок может выразить гнев, обиду, если его не устраивает поведение взрослого. Малыша в этом возрасте интересует не сам человек, а предметы с ним связанные, например, воротник рубашки, часы, очки и др. Данная форма общения сохраняется у ребенка до 3-летнего возраста. Ребенок испытывает возрастающую потребность в сотрудничестве и соучастие в действиях с взрослым.

И первая, и вторая форма общения, приуроченные к данному месту и времени, носят ситуативный характер.

Для психического развития ребенка ситуативно-деловая форма общения имеет огромное значение, которое состоит в том, что:

  • малыш начинает пользоваться бытовыми предметами – ложкой, горшком, овладевает предметными действиями, играет с игрушками, одевается, умывается и др.;
  • идет развитие всех познавательных процессов – восприятие, внимание, память, наглядно-действенное мышление;
  • проявляется активность и самостоятельность;
  • начинается проявление первых слов ребенка, задачу их произнесения ставит взрослый.

Сам ребенок говорить не начнет, если взрослый его не поддержит. Во взаимодействии с взрослым идет развитие главного средства общения человека, мышления и саморегуляции – это речь.

Когда ребенок достигает младшего дошкольного возраста, возникает такая форма общения как внеситуативно-познавательная, включающая совместную с взрослым познавательную деятельность.

С развитием любознательности, задаваемые ребенком вопросы, становятся сложнее, но, ему ещё не под силу на них ответить. Путь лежит через общение с взрослым, а ведущим становится познавательный мотив. Поскольку обсуждаемые проблемы могут быть не связаны с данной ситуацией, то сотрудничество имеет внеситуативный теоретический характер.Речь при этом становится основным коммуникативным средством, обеспечивая внеситуативность общения и, позволяя получать и передавать содержательную информацию.

Замечание 2

Высшая форма общения с взрослым – внеситуативно-личностная, возникает к концу дошкольного возраста. Благодаря этой форме ребенок входит в мир социальных отношений и занимает в нем адекватное место.

Отличие общения со сверстниками от общения с взрослыми

Общение со сверстниками имеет яркую эмоциональную насыщенность, что является первой отличительной особенностью контактов.

Ребенок разговаривает со сверстником, используя резкие интонации, смех, кривляние и др. В то время как общение с взрослыми проходит без лишних экспрессий, которые могут выражать самые разные состояния от негодования до бурной радости. Такая высокая эмоциональность общения детей друг с другом отражает свободу и раскованность.

Нестандартность детских высказываний является второй особенностью общения со сверстниками. В разговоре они могут использовать самые непредсказуемые сочетания слов, звуков, речевых оборотов, дети жужжат, кричат, передразнивают друг друга. Специалисты считают, что подобное кривляние имеет большой психологический смысл. Если взрослый учит ребенка говорить правильно, то сверстник создает условия для проявления индивидуальности. Ребенка ничего не сковывает, не дает жестких образцов как «надо», не тормозит его активность.

Следующей отличительной особенностью общения детей дошкольного возраста является преобладание инициативных высказываний – ребенку важно высказаться самому, а не выслушивать другого.

Взрослого ребенок воспринимает по-другому и чаще всего поддерживает его инициативу, стараясь ответить на вопросы и слушая его сообщения. В разговоре с взрослым ребенок предпочитает слушать, а не говорить.

Общение дошкольников по своему значению и функциям значительно богаче, что является четвертой отличительной особенностью.

Взрослый всё время наставляет, как надо и как не надо делать и ребенок ждет либо оценки своих действий, либо какой-то новой информации.

В общении со сверстниками всё намного богаче – управление действиями партнера, контроль его действий, предложение собственных образцов, совместная игра и постоянное сравнение с самим собой – смогу так же или нет.

Ребенок в общении со сверстником вполне может сделать вид, выразить обиду, пофантазировать. Всё это требует от ребенка умение выразить словами свое настроение, требования, желания.

Замечание 3

Таким образом, взрослый и сверстник помогают развитию разных сторон личности ребенка – взрослые учат говорить и делать правильно, как надо, учат слушать и понимать другого, а сверстник учит выражать себя, управлять другим и вступать в разнообразные отношения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис