Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Агрессивное поведение младших школьников

Все предметы / Психология / Агрессивное поведение младших школьников
Определение 1

Агрессивное поведение — это деструктивное мотивированное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей, наносит вред объектам агрессии или вызывает у них психологический дискомфорт.

Особенности агрессии у младших дошкольников

При поступлении в школу ребенок сталкивается с новыми условиями, требованиями и людьми. Процесс обучения не всегда бывает гладким и простым, особенно в первое время. Это ощущают на себе не только сами дети, но и родители. Одна из важнейших проблем в этой сфере представлена коррекцией агрессивного поведения младших школьников. Этой теме уже посвящено большое количество исследований.

Замечание 1

В целом агрессия представляет собой поведение, способное наносить вред окружающим. Ее проявление происходит по-разному. Так, агрессивные действия могут выражаться вербально (словесная форма), физически (в виде драки, швыряния предметов и т. д.), косвенно (например, в форме провокаций, сплетен, ябедничества).

Помимо перечисленных проявлений, к агрессивному поведению относятся раздражительность, вспыльчивость, грубость в отношении других и негативизм. Отдельный вид агрессии представлен аутоагрессией, которая направлена на самого себя.

Агрессивные школьники младшего возраста, как правило, проявляют следующие качества:

  • Тревожность,
  • Озлобленность,
  • Эгоцентричность,
  • Отсутствие чувствительности к чувствам других людей,
  • Отсутствие адекватной самооценки (завышенная или заниженная),
  • Сложности в решении жизненных проблем.

Для такого ребенка характерен бедный духовный мир. У него мало или совсем нет никаких увлечений. Напротив, агрессия может проявляться со стороны хорошо развитых и социализированных школьников. Она используется ими с целью самоутверждения и увеличения собственного авторитета.

Причины агрессивного поведения у младших школьников

Все предпосылки агрессивного поведения в младшем возрасте характерны для семьи. Она представляет собой самый первый институт социализации, оказывающий мощнейшее воздействие на поведение и мироощущение ребенка. Если дети воспитываются в неблагополучной семье, в которой родителями демонстрируется агрессивное поведение и обращение, то они запоминают это и ведут себя аналогично.

Готовые работы на аналогичную тему

В семье ребенок может привыкнуть к постоянному ощущению враждебности и опасности. По этой причине в других отношениях он будет вести себя агрессивно при появлении даже небольшой угрозы. Помимо перечисленного, запрет на выражение отрицательных эмоций, наказание за их проявление способны порождать еще больший уровень агрессии. Как правило, она может быть направлена на себя или на сверстников.

Психологи рассматривают множество моментов в родительском поведении, которые оказывают воздействие на развитие агрессии. Они включают:

  • Отсутствие внимания к ребенку, безразличие к его проблемам,
  • Отсутствие доверия в отношений,
  • Наличие жесткого контроля,
  • Непоследовательное воспитание и т. д.

Следующая причина представлена влиянием компании сверстников. Так, существуют некоторые нормы и правила общения в группах, когда ребенку необходимо подстраиваться. Школьник может проявлять агрессию для самоутверждения в виде реакции на отвержение и негативное отношение к себе со стороны одноклассников.

В этой сфере также не стоит недооценивать воздействие СМИ, которые транслируют ценности, образцы поведения. Все это впитывается детским умом без особенной критики. Чаще всего в социальных сетях содержатся призывы быть сильным, достигать всего физическим насилием и т. д.

На перечисленные факторы накладываются и личные особенности каждого ребенка, включая черты характера и темперамент. Если отдельно рассматривать младших школьников, то для них важной фигурой считается учитель. Его отношение, поведение и демонстрируемая манера поведения перенимаются школьниками.

Кроме фигуры учителя значимыми считаются оценки, которые он выставляет (хвалит или критикует ребенка). Для младших школьников характерно очень трепетное отношение к оценкам. Они, чувствуя невнимание к себе и своим стараниям и заслугам, несправедливость, могут начать вести себя агрессивно.

Профилактика агрессивного поведения у младших школьников

Для предотвращения развития агрессивного поведения желательно начать корректировать его в младшем школьном возрасте. Будет сложнее работать с поведением подростков или уже взрослых людей. Начать необходимо с семьи.

Родители сами должны обратить внимание на свое поведение и эмоции, формируя в семье благоприятную атмосферу внимания, любви, уважения и доверия. В этом процессе важно поддерживать культуру общения, развивая у детей уверенность, уважение к другим, ответственность за свои действия, эмпатию.

К агрессии ребенка родители должны относиться спокойно. Его не нужно ругать, но необходимо показать, что такие действия неприятны другим. Здесь важно учить школьника адекватно разрешать конфликтные ситуации, использовать разные способы разрядки, перенаправлять агрессивную энергию в конструктивное русло. В этом случае поможет физическая активность, спорт, творческая деятельность и т. д.

В семье родители должны отслеживать, чем в свободное время занимается их ребенок, какие телепередачи смотрит и в какие игры играет. Родители, как и учителя, могут начать отслеживать агрессивное поведение. Если ребенок часто проявляет раздражительность, негативно реагируя на любые просьбы и замечания (кричит или оскорбляет, ссорится или дерется), то понадобятся меры по корректированию такого агрессивного состояния.

В первую очередь, учитель и родители сами должны научиться правильно вести себя с конфликтным школьником. Сначала агрессия просто игнорируется. Ребенку необходимо просто показать, что данное поведение не поможет достичь цели. Далее школьника можно отвлечь, давая ему какое-то задание или поручение.

В конфликтной ситуации, если школьник продолжает проявлять агрессивное поведение, родители и учителя сохраняют спокойствие, не повышают голос и не должны делать резких движений. Им не нужно пытаться подавить гнев, также нельзя пользоваться оскорбительными, эмоциональными, оценочными выражениями. Психологи отмечают, что давление способно увеличить сопротивление и, следовательно, приведет к еще большей агрессии.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис