Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии

Определение 1

Периодизация в психологии — это ряд стадий, которые сменяют друг друга в процессе онтогенеза. Они выделяются эмпирически и отличаются с помощью качественных характеристик (по строению, функционированию и соотношению соответствующих психических процессов). Периоды характеризуются особыми личностными образованиями.

Поиск критериев периодизации психического развития

Поиск научной основы выделения периодов психического развития ребенка всегда являлся основной проблемой отечественной психологии развития. От разработки периодизации в большей степени зависит стратегия, в соответствии с которой выстраивается целостная система воспитания растущих детей.

Проблему периодизации психического развития ребенка много раз подвергали обсуждению и в зарубежной психологии развития. Еще Д. И. Фельдштейн в своих работах давал подробный анализ иностранной периодизации психического развития, которую предлагали Эриксон, Шпрангер, Салливен и др. Автор указывал на то, что данные концепции следует отличать, в первую очередь, по наличию разных критериев, которые находятся в их основе.

В одном случае границы возрастных периодов были выделены на основе сформировавшейся системы учебно-воспитательных учреждений. Другие проводили периодизацию по «кризисным» периодам в развитии детей, а еще одна группа рассматривала анатомические и физиологические особенности, с помощью которых можно было характеризовать развитие.

Большая группа периодизаций психического развития была построена на основе вычленения единственного признака, характерного для детского развития, в качестве условного показателя разделения его на отдельные периоды. Еще Фрейд рассматривал развитие детей исключительно через призму полового созревания, выделяя по этой причине несколько стадий:

  • оральную,
  • анальную,
  • фаллическую,
  • латентную,
  • генитальную.

Различные варианты периодизации

Г. Салливен сформировал периодизацию возрастного развития, аналогичную фрейдовской. Как и у последнего, здесь в качестве источника развития ребенка выступала одна определенная, несводимая с другими первичная потребность. В отличие от Фрейда это была потребность в межличностных отношениях.

«Проблема периодизации психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Шпрангер классифицировал психику на телесную и духовную сферы. Для каждой из них автор приписывал существование, которое не зависело от другого. Основой периодизации Л. Кольберга стал генезис морального сознания, представшего не просто в качестве усвоения внешних правил поведения, а как процесс преобразования и внутренней реорганизации общественных правил и норм.

В результате «морального развития» были сформированы внутренние моральные стандарты. Еще Гезелл предпринимал попытки провести упорядочение накопленного эмпирического материала в операциональной концепции развития. Он осуществлял это в соответствии с критерием «степени взрослости».

Посредством измерения степени взрослости А. Гезелл хотел преодолеть дуализм среды и организма. Он попытался выделить чередующиеся шкалы развития, включая обновление, интеграцию и равновесие. Ученым признавался факт культурных влияний, но отрицался их определяющий характер для процесса развития личности. Он полагал, что культура моделирует и канализирует, но не способна порождать этапов и тенденций развития.

Самая известная и распространенная в зарубежной психологии — периодизация Э. Эриксона. Автор первым дал характеристику стадиям всего жизненного цикла, начиная от рождения и заканчивая старостью. Несомненная ценность выделения в этой периодизации новообразований, которые выступают как важнейшие характеристики отдельных периодов детства, дала возможность Эриксону рассматривать их отдельно друг от друга.

Эриксон отделял каждую стадию от другой, полагая, что все они возникают независимо от новообразований предыдущих этапов и не способны определять движущие силы психосоциального развития личности, конкретные механизмы, соединяющие развитие индивида и общественное развитие.

Из предложенной периодизации выпадало важное звено, обозначенное Л. С. Выготским в качестве «социальной ситуации развития». Механизм связи между развитием общества и индивида оказался невскрытым, поэтому осталось объяснить его предопределенностью, что сделал Э. Эриксон.

Как указал Фельдштейн, данные попытки классифицировать периоды онтогенеза не смогли получить достаточного подтверждения. Это показали конкретные результаты исследования психического развития детей. Тем не менее, в ряду ученых, работающих над построением периодизации психического развития, были и крупные психологи того времени.

Анализ систем периодизации

Анализ классификационных систем периодизации детского развития показал, что для улучшения учебного и воспитательного процесса, который направлен на гармоничное развитие личности, необходимо формирование научной теории ее построения. Она должна быть построена на исследовании внутренней сущности онтогенеза, поскольку внутренние изменения самого развития, включая переломы и повороты его течения, способны определить надежное основание для определения основных эпох построения детской личности.

Концепция Л. С. Выготского и А. И. Леонтьева стали основной исследований Д. Б. Эльконина. Последний смог создать научную продуктивную концепцию для периодизации психического развития личности. Сейчас она считается общепринятой в отечественной психологии.

Краеугольный камень научного базиса общепринятой в отечественной психологии концепции периодизации психического развития представляет собой учение Выготского, рассматривающее возраст, его структуру и динамику. Концепция дала возможность рассмотреть развитие в качестве внутренне детерминированного (то есть детерминированного не случайным набором внешних обстоятельств, а с помощью внутренних противоречий).

Выготский полагал, что лишь внутренние изменения в самом развитии, а также переломы и повороты в его течении, способны определить надежное основание для формирования главных периодов построения личности детей. Создавая принципы построения периодизации развития, необходимо учесть динамику перехода от одного возраста к другому.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot