Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии подростка: С. Холл, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, А. Валлон, Р. Бенедикт, М. Мид, Э. Шпрангер, Э. Штерн, Э. Эриксон, Д. И. Фельдштейн, Ж. Пиаже, Дж. Локк и др.
Далее рассмотрим понятие подросткового возраста, основные подходы к его изучению и его специфику.
Понятие подросткового возраста
Подростковый возраст или отрочество представляет собой определенный период онтогенеза, который является переходным между детством и взрослостью.
Подходы к изучению подросткового возраста
- С. Холл, теория рекапитуляции. Холл говорил о том, что подросткам присуща амбивалентность: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость. С. Холл называл этот период периодом "бури и натиска", описывая его содержание как кризис самосознания, только преодолев который человек приобретал чувство индивидуальности.
- З. Фрейд, психоанализ. Подростковый возраст здесь связан с возрождением конфликтов эдипова комплекса.
- А. Валлон. Основная движущая сила перехода ребенка на новые стадии развития - его взаимодействие с усложняющимися социальными условиями бытия.
- Р. Бенедикт, теория непрерывного и дискретного обусловливания. Целью данной концепции стало объяснение различия психического развития подростка организацией социальной стимуляции разностью обществ.
- М. Мид, социогенетическое направление. Мид, исследую образ жизни девочек-подростков с острова Самоа, доказала, что этот период может происходить вполне бесконфликтно и гармонично. В ее работах можно найти подробное описание условий жизни детей, их воспитание, также обряды инициации.
- Э. Шпрангер, культурно-историческая концепция. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.
- Э. Штерн. Он считал, что наиболее важным звеном в формировании личности является переживание определенной ценности. Так, Штерн выделяет 6 типов ценностей и соответствующих типов личностей:
- теоретический тип (стремления направлены на объективное познание реальности);
- эстетический тип (стремления к целостному познанию единичного случая);
- экономический тип (стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата);
- социальный тип (смысл жизни составляется из общения, любви и жизни для других людей);
- политический тип (стремление к господству, власти и влиянию);
- религиозный тип (соотнесение единичного явления с общим смыслом жизни).
- Э. Эриксон, эпигенетическая теория. Главное понятие теории – «идентичность» - субъективное ощущение тождества и целостности. В период отрочества для индивида становится актуальной задача первого целостного осознания себя и своего места в мире.
Специфика подросткового возраста
Рассмотрев несколько теорий, касающихся подросткового возраста, обратимся непосредственно к его характеристике. Традиционно описание любого возраста в психологии начинают с социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований. Последуем этому примеру.
ССР (социальная ситуация развития)
Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребенком. Подросток, с одной стороны, стремится стать автономным, показать то, что он уже не ребенок, а, с другой, он еще не настолько взрослый, чтобы действовать в одиночку и быть полностью независимым от родителей. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, а путем возникновения нового качества отношений.
Ведущая деятельность
Д.Б. Эльконин полагал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится интимно-личное общение со сверстниками (это деятельность, в процессе которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней также формируется самосознание).
Другая точка зрения принадлежит Д.И. Фельдштейну. Он говорит, что ведущей является общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность. Главной особенностью этой деятельности будет то, что подросток воспринимает ее как реально значимую. Мотив общественно полезной деятельности подростка - быть лично ответственным, самостоятельным.
Новообразования:
- повышенная возбудимость, частая смена настроения (плаксивость, агрессивность, негативизм, апатия);
- чувство взрослости – потребность подростка в отношении к себе как к взрослому;
- склонность к рефлексии (как правило, самопознание происходит за счет сравнения себя с другими людьми, из-за чего нередко возможно развитие кризиса);
- развитие волевых качеств;
- интерес к противоположному полу и начало романтических отношений;
- развитие самосознания и формирование идеала личности;
- самоопределение.
Кроме вышеназванных новообразований можно отметить также и переоценку ценностей (разрушение старой системы ценностей и переход к новой), повышенную познавательную и творческую активность.
Также рассмотри уровни взросления подростка (рис. 1).
Рисунок 1. «Уровни взросления подростка»