Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков

Значимость психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков

Определение 1

Эмоциональная сфера – это довольно сложный феномен психической стороны личности человека.

В настоящее время отмечается рост количества детей и подростков с нарушением эмоциональной сферы, особенно у тех, кто имеет недостатки в психическом развитии. В этой связи разработка и реализация программ по психолого-педагогической коррекции подростков с нарушениями эмоциональной сферы является актуальной и востребованной стороной деятельности психолога.

Подростковый возраст характеризуется тем, что именно в этот период происходит половое созревание организма, выработка гормонов, оказывающих значительное влияние на поведение подростков. Подросток, по сути, находится на перепутье, так как у него образовались новые потребности, связанные с половым созреванием, но нет возможности и умения их правильно удовлетворить.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется следующими особенностями:

  1. Частая смена настроения. Порой настроение меняется одномоментно и кардинально.
  2. Возникновение депрессивных состояний.
  3. Снижение концентрации внимания и неусидчивость.
  4. Возникновение страхов и тревожности.
  5. Проявление в поведении раздражительности, импульсивности и агрессивности.
  6. В целом поведение характеризуется как проблемное.
Замечание 1

Таким образом, нарушения в эмоциональной сфере у подростков в основном вызваны биологическими факторами, а также влиянием на их неокрепшую психику социального окружения.

Подростковый возраст представляет собой пору важных личностных изменений, при нормальном онтогенезе, характеризующихся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы и возникновение разнообразных волевых нарушений. Именно поэтому крайне важно своевременно выявить данные нарушения и разработать соответствующую программу психологической коррекции.

«Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Разработка и последующая реализация Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.

Общая характеристика Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков

Основная направленность Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков – формирование способности произвольно регулировать собственное поведение, в соответствии с установленными в обществе нормами и правилами.

Общая цель Программы: оказание подросткам необходимого содействия в эмоционально-личностном развитии, улучшении субъективного самочувствия, укреплении психического здоровья, формировании навыков саморегуляции и самоопределения для их успешной социализации в обществе.

Подцели программы:

  • Познавательные – учится наблюдать и на основании наблюдений формулировать собственные выводы в речевой и знаковой форме.
  • Регулятивные – учится проговаривать и обсуждать собственные поступки, действия и поведения.
  • Коммуникативные – научиться слушать собеседника, вести конструктивный диалог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

Задачи Программы:

  1. Формирование у подростков мотивации на развитие первичных навыков самоанализа.
  2. Усвоение подростками понятия и значимости эмоциональной сферы.
  3. Формирование представления о навыках и формах личностного общения и взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, педагогами, родителями и т.д.).
  4. Оказание содействия в формировании и развитии моральных качеств личности, проявлению толерантности и терпимости по отношению к другим людям.
  5. Мотивация подростков на формирования потребности в самопознании и саморазвитии.
  6. Оказание содействия в формировании необходимых волевых способностей и качеств, оказывающих непосредственное влияние на регулирование собственного поведения и сознательности побуждений.
  7. Обучение применению на практике навыков по дыхательной гимнастике, аутотренингу, мышечной релаксации и медитации.

Для того, чтобы Программа была эффективной и способствовала достижению ожидаемого результата необходимо при ее реализации соблюдать ряд условий:

  1. Организация работы в малой группе или индивидуально.
  2. Формирование групп в соответствии с уровнем и типом нарушения эмоциональной сферы.
  3. При необходимости подростков может быть выведен из группы, для осуществления индивидуальной работы.
  4. Занятия следует проводить во внеурочное время, желательно в конце учебного дня.
  5. В каждой группе необходимо установить благоприятные и эффективные взаимоотношения, основанные на взаимном доверии и уважении.
  6. При организации работы психологу следует опираться на ценности, установки, поведенческие и эмоциональные реакции подростков.
  7. Программа должна быть представлена циклом взаимосвязанных занятий, каждое из которых по продолжительности не должно превышать 45-ти минут. Частота занятий 1 раз в неделю.

Для того, чтобы занятия, проводимые психологом, в рамках Программы, были интересны подросткам и вызывали у них посещать их, следует каждое занятие проводить в стандартной форме, включающей в себя ряд элементов (ритуалов):

  • Ритуал приветствия психолога и других участников группы.
  • Разминка.
  • Основное содержание занятия.
  • Рефлексия по итогам проведенного занятия.
  • Ритуал прощания (расставания).

Основные методы, которые могут быть использованы психологом в ходе коррекционной работы:

  • игровые методы,
  • метод группового обсуждения,
  • ролевые игры,
  • работа в парах и тройках,
  • арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание),
  • сказкотерапия,
  • метод аутогенной тренировки,
  • психогимнастика.

Важно, после каждой игры или упражнения проводить совместно обсуждение, в ходе которого подростки делятся своими впечатлениями и чувствами, объясняют мотивацию собственных поступков в ходе игры. Все это способствует развитию психологической наблюдательности, учит подростков объяснять собственное поведение и поведение других людей. Кроме того, подростки овладевают навыками межличностного восприятия происходящей ситуации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot