Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков

Все предметы / Психология / Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков

Значимость психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков

Определение 1

Эмоциональная сфера – это довольно сложный феномен психической стороны личности человека.

В настоящее время отмечается рост количества детей и подростков с нарушением эмоциональной сферы, особенно у тех, кто имеет недостатки в психическом развитии. В этой связи разработка и реализация программ по психолого-педагогической коррекции подростков с нарушениями эмоциональной сферы является актуальной и востребованной стороной деятельности психолога.

Подростковый возраст характеризуется тем, что именно в этот период происходит половое созревание организма, выработка гормонов, оказывающих значительное влияние на поведение подростков. Подросток, по сути, находится на перепутье, так как у него образовались новые потребности, связанные с половым созреванием, но нет возможности и умения их правильно удовлетворить.

Эмоциональная сфера подростка характеризуется следующими особенностями:

  1. Частая смена настроения. Порой настроение меняется одномоментно и кардинально.
  2. Возникновение депрессивных состояний.
  3. Снижение концентрации внимания и неусидчивость.
  4. Возникновение страхов и тревожности.
  5. Проявление в поведении раздражительности, импульсивности и агрессивности.
  6. В целом поведение характеризуется как проблемное.
Замечание 1

Таким образом, нарушения в эмоциональной сфере у подростков в основном вызваны биологическими факторами, а также влиянием на их неокрепшую психику социального окружения.

Подростковый возраст представляет собой пору важных личностных изменений, при нормальном онтогенезе, характеризующихся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы и возникновение разнообразных волевых нарушений. Именно поэтому крайне важно своевременно выявить данные нарушения и разработать соответствующую программу психологической коррекции.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 2

Разработка и последующая реализация Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.

Общая характеристика Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков

Основная направленность Программы психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков – формирование способности произвольно регулировать собственное поведение, в соответствии с установленными в обществе нормами и правилами.

Общая цель Программы: оказание подросткам необходимого содействия в эмоционально-личностном развитии, улучшении субъективного самочувствия, укреплении психического здоровья, формировании навыков саморегуляции и самоопределения для их успешной социализации в обществе.

Подцели программы:

  • Познавательные – учится наблюдать и на основании наблюдений формулировать собственные выводы в речевой и знаковой форме.
  • Регулятивные – учится проговаривать и обсуждать собственные поступки, действия и поведения.
  • Коммуникативные – научиться слушать собеседника, вести конструктивный диалог, аргументировано отстаивать собственную точку зрения.

Задачи Программы:

  1. Формирование у подростков мотивации на развитие первичных навыков самоанализа.
  2. Усвоение подростками понятия и значимости эмоциональной сферы.
  3. Формирование представления о навыках и формах личностного общения и взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками, педагогами, родителями и т.д.).
  4. Оказание содействия в формировании и развитии моральных качеств личности, проявлению толерантности и терпимости по отношению к другим людям.
  5. Мотивация подростков на формирования потребности в самопознании и саморазвитии.
  6. Оказание содействия в формировании необходимых волевых способностей и качеств, оказывающих непосредственное влияние на регулирование собственного поведения и сознательности побуждений.
  7. Обучение применению на практике навыков по дыхательной гимнастике, аутотренингу, мышечной релаксации и медитации.

Для того, чтобы Программа была эффективной и способствовала достижению ожидаемого результата необходимо при ее реализации соблюдать ряд условий:

  1. Организация работы в малой группе или индивидуально.
  2. Формирование групп в соответствии с уровнем и типом нарушения эмоциональной сферы.
  3. При необходимости подростков может быть выведен из группы, для осуществления индивидуальной работы.
  4. Занятия следует проводить во внеурочное время, желательно в конце учебного дня.
  5. В каждой группе необходимо установить благоприятные и эффективные взаимоотношения, основанные на взаимном доверии и уважении.
  6. При организации работы психологу следует опираться на ценности, установки, поведенческие и эмоциональные реакции подростков.
  7. Программа должна быть представлена циклом взаимосвязанных занятий, каждое из которых по продолжительности не должно превышать 45-ти минут. Частота занятий 1 раз в неделю.

Для того, чтобы занятия, проводимые психологом, в рамках Программы, были интересны подросткам и вызывали у них посещать их, следует каждое занятие проводить в стандартной форме, включающей в себя ряд элементов (ритуалов):

  • Ритуал приветствия психолога и других участников группы.
  • Разминка.
  • Основное содержание занятия.
  • Рефлексия по итогам проведенного занятия.
  • Ритуал прощания (расставания).

Основные методы, которые могут быть использованы психологом в ходе коррекционной работы:

  • игровые методы,
  • метод группового обсуждения,
  • ролевые игры,
  • работа в парах и тройках,
  • арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание),
  • сказкотерапия,
  • метод аутогенной тренировки,
  • психогимнастика.

Важно, после каждой игры или упражнения проводить совместно обсуждение, в ходе которого подростки делятся своими впечатлениями и чувствами, объясняют мотивацию собственных поступков в ходе игры. Все это способствует развитию психологической наблюдательности, учит подростков объяснять собственное поведение и поведение других людей. Кроме того, подростки овладевают навыками межличностного восприятия происходящей ситуации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Владимировна Ширко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис