Парадигма социального конструирования половой дифференциации
Половая дифференциация – это совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол.
В настоящее время доминирующей парадигмой исследования проблем половой дифференциации является парадигма социального конструкционизма. В рамках данной парадигмы, проблема исследуется и анализируется в контексте гендерного подхода, где в центре внимания находятся ведущие механизмы по созданию, воспроизводству и поддержания множественного гендернего неравенства в обществе. При этом, под гендером понимается социальное отношение и конструирование данного отношения к неравенству по половому признаку.
Концепция социального конструкционизма ориентируется на популярную в наши дни социально-психологическую концепцию, которая активно развивается в последнее время. Ведущим исследователем этой концепции является американский психолог К. Джерджен.
Основные положения концепции социального конструирования половой дифференциации:
- Поведение индивида – это не следствие каких-либо установленных программ и законов, а результат принимаемых индивидом свободных, произвольных и автономных решений.
- Знания о социальных нормах и правилах поведения. Это не процесс накопления определенных знаний, а процесс бесконечного исторического пересмотра, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. В ходе всего процесса происходит реинтерпретация, зависящая в первую очередь от меняющихся социокультурных условий существования человека.
- Теория социальной психологии, которая представляет собой не просто систему знаний, а средства по преобразованию окружающей действительности в собственный чувственный опыт.
- Знания, получаемые человеком, не являются ценностно-свободными.
- Проблемы этики и морали играют особую роль в исследовании поведения человека.
Таким образом, социальный конструкционизм как теория исследования половой дифференциации направлена на четкое обозначение общепринятых форм понимания мира в том виде, в котором он существует в настоящий момент, а также в прежние исторические эпохи.
Социальный конструктивизм является специфическим видом социальной критики. Это связано с тем, что он предполагает оставление в стороне уверенности человека в том, что общепринятые категории и методы осознания и понимания мира являются основой наблюдения за происходящим вокруг.
Исследователи концепции социального конструкционизма
Огромный вклад в развитие концепции социального конструкционизма внесли психологи-феминистки, которые на собственном примере достаточно полно осознали новые возможности развития данной концепции и внедрения ее в реальную жизнь людей.
Психологи-феминистки в рамках концепции социального конструкционизма занимались исследованием угнетения, манипуляции и отчуждения женщин в условиях современного существования общества. С точки зрения феминисток, существовавшая до недавних пор практическая психология была одним из средств формирования взгляда на женщин и их роль в жизни мужчин. То есть, наука служила средством порабощения женщин. В результате чего, практическая наука полностью отвергается феминистками и не используется в концепции социального конструкционизма половой дифференциации.
Среди психологов, которые исследовали проблемы пола и половой дифференциации в русле социально конструктивистской ориентации, наиболее известны Б. Лотт, Р. Ангер, Маречек и Харе-Мустин. В работах данных исследователей подчеркиваются основные отличия новых взглядов на актуальные проблемы половой дифференциации от оппозиционных взглядов, существовавших в прошлом.
Отличия современных взглядов на проблему половой дифференциации от традиционных
Основные отличия современных взглядов на проблему половой дифференциации в рамках социального конструктивизма от взглядов, которые были в прошлом:
- Современные исследователи, несмотря на всю кажущуюся прозрачность и новизну, по прежнему остаются в плену ортодоксальных представлений о феномене гендера, его значимости для социальной роли человека и психологии его поведения.
- Постановка равенства между понятиями «половые различия» и «пол», приводит к тому, что современные исследователи становятся заложниками господствующего мнения о том, что «весь мир принадлежит мужчинам», а представленное равенство лишь мнимо.
- Пол человека не является его собственностью, он представляет собой лишь определенную социальную характеристику, в соответствии с которой формируется отношение к индивиду.
- Деятельность человека напрямую зависит от его пола. Однако, в современном обществе данные установки «несколько» стираются. Примером тому может быть то, что и мужчины, и женщины могут заниматься тем делом, которое им по душе, даже если это профессия или деятельность присуща противоположному полу. Например, в современном мире можно встретить женщину руководителя, строителя и т.д. В тоже время многие мужчины «идут» в чисто «женские профессии» (парикмахер, стилист и т.д.).
- В рамках современной концепции социального конструктивизма половые отношения понимаются как конструирование, а не как дополнение к различию между мужчинами и женщинами. Кроме того, выделяется, что роль мужчины как доминанта – условна. Каждый из гендеров выполняет свою роль, которая крайне важна для сохранения баланса в обществе. Так, мужчина выполняет в семье и обществе инструментальную роль, в то время как женщины – экспрессивную роль.
- В контексте социально-конструкционистского подхода половые различия - это лишь поведенческие различия, обязанные своим происхождением не биологической природе, а исторически сложившейся, устойчивой иерархии социальных отношений власти. Поведение не обладает признаком пола, оно обусловлено психосоциальным опытом индивида, его пожизненной способностью к научению и меняющимся условиям конкретных социальных ситуаций.
Таким образом, современная концепция социального конструкционизма рассматривается как один из способов организации повседневного быта человека, осмысления им своего бытия и предназначения.