Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инсайт в когнитивном научении

Когнитивное научение: основные понятия и принципы

Определение 1

Когнитивное научение - один из видов научения, которое характеризуется формированием нового опыта на основе выявления существенных связей между объектами действительности.

В зоопсихологии когнитивное научение является высшими видом научения у животных, поскольку оно основано на формировании животными функциональной структуры окружающей среды с последующим перенесением ее закономерностей и связей для создания плана поведения.

В когнитивном научении выделяют два подвида:

  • рефлекторное: научение через выявление отношений (инсайт), научение через перенос усвоенного опыта в новую ситуацию и научение через знак;
  • интеллектуальное: научение через понятия, научение через мышление и научение через умения.

Когнитивное научение активно развивалось в рамках течения необихевиоризма, которое выдвинуло противоположную бихевиоризму точку зрения на научение, что это не просто ассоциирование новых связей, а это процесс приобретения нового опыта.

Первым исследователем здесь был Э. Толмен: в своих экспериментах с крысами он определил, что животное способно найти путь к пище даже в сложном лабиринте и при различных препятствиях, что опровергало бихевиорольную концепцию научения как усвоения последовательности действий, ведущих к успеху.

Эксперименты Э. Толмена говорят о том, что крысы ориентировались не на успешную последовательность действий, а на некоторые представления о данном лабиринте. Э. Толмен называет такие представления когнитивными картами, которые как раз и отражают пространственные отношения предметов

Таким образом, когнитивное научение - это вид научения, опирающийся на познавательные процессы, что отличает его от других видов научения (условно-рефлекторного, например). Когнитивное научение базируется на принципах гештальтпсихологии, одним из главных которой является принцип переструктурирования поля (инсайт).

«Инсайт в когнитивном научении» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Инсайт в рамках гештальтпсихологии

Определение 2

Инсайт - это феномен в гештальтпсихологии, отражающий мгновенное нахождение способа решения задачи за счет соединения разнородной информации, поступающей непосредственно сейчас, а также хранящейся в памяти, в одно единое целое.

Инсайт характеризуется своей внезапностью возникновения (ага-реакция), которая возникает в результате замкнутости самого зарождения инсайта: он как будто бы отделен от всего того, что происходило до его возникновения. Инсайт никак не связан с предыдущими действиями и не является результатом проб и ошибок.

Феномен инсайта был открыт в рамках экспериментов В. Келера с шимпанзе, решавшими задачи, которые животное не могло разрешить напрямую, но могло найти обходные пути решения. Такие задачи В. Келера назывались двухфазными, потому что состояли из двух фаз: в первой фазе животное конструировало орудие с помощью других орудий, а во второй - животное использовало новое орудие для достижения цели.

В итоге решения таких задач исследователь заметил, что животное после нескольких попыток прекращает деятельность, принимает «позу мыслителя» и спустя время без предварительных проб реализует верное решение.

В. Келер объясняет возникновение инсайта так: существенные для проблемной ситуации элементы объединяются в единое целое в зрительном поле животного (в гештальте), и, объединившись в целостность, эти элементы предстают в своих новых значениях. Так происходит переструктурирование гештальта.

Дальнейшее развитие феномена инсайта получило в работах М. Вертгеймера, который определял его как переструктурирование проблемной ситуации. Исследователь считал, что инсайт является одним из этапов решения творческой задачи:

  • возникновение направленной напряженности, мобилизующей силы человека;
  • анализ ситуации -создание целостного образа, структуры проблемной ситуации;
  • решение проблемной ситуации на неосознаваемом уровне;
  • внезапное озарение - инсайт, переструктурирование этой проблемной ситуации;
  • исполнение.

Реорганизация структуры проблемной ситуации происходит тогда, когда субъект выявляет внутренние отношения между компонентами и их местом в данной структуре

Проявление инсайта в научении

Люди и некоторые животные способны сформировать новое поведение по типу инсайта, а также способны к обобщению этого нового типа поведения для перенесения его в другую ситуацию.

Эксперименты В. Келера показали, что разрыв в мышлении между людьми и обезьянки отнюдь не так велик: его работы, посвященные мыслительной деятельности животных, были революционными для своего времени и потому долгое время оставались без внимания, поскольку принято было считать, что научение животных - это результат обусловливания или проб и ошибок.

Ассоциативное когнитивное научение проявляется в том, что собак, например, дрессируют возвращаться по свистку хозяина, реализуя таким образом принцип классического обусловливания (формирования условного рефлекса). Таким образом, звук свистка становится знаком, трансформирующим поведение.

Когнитивное же научение реализуется по-другому принципу. Например, эксперименты В. Келера с домашними цыплятами: исследователь заставил цыплят различать темный и светлый фон. Светлый стимул был целевым, и за его распознавание он давал цыплятам поощрение. Однако, когда он стал предъявлять цыплятам еще более светлый фон, то цыплята несмотря на то, что поощрялись за целевой стимул, выбирали все равно более светлый фон.

В данном случае научение сформировано на основании выделения существенных связей объектов, а не просто условного рефлекса. Животные уловили критерий различения стимулов и перенесли его в новую ситуацию.

Важной особенностью когнитивного научения является то, что оно основано на внутренней обработке информации - составлении плана в уме. Сперва происходит мысленно отражение окружения, а затем идет внутренняя работа с идеями, а не с окружающей действительностью.

Полученные решение остается постоянным, поскольку мысленно представление постоянно. Именно это свойство когнитивного научения позволяет перенести найденные способы решения в другие ситуации.

Во многих случаях, когнитивное научение строится в два этапа: сперва идет решение проблемы, а затем найденное решение закрепляется в памяти. Поэтому память играет важную роль в когнитивном научении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot