Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бихевиоризм как научная школа: предмет, методы и основные направления исследований

Все предметы / Психология / Бихевиоризм как научная школа: предмет, методы и основные направления исследований
Определение 1

Бихевиоризм — это систематический подход к исследованию поведения людей и животных, предполагающий, что любое поведение включает рефлексы, реакции на соответствующие стимулы в среде.

Понятие и предмет бихевиоризма

Бихевиоризм является одним из базовых направлений в психологии. Оно зародилось в 20-х годах ХХ века в США и стало не только весьма обширным, но и весьма значимым для психологической науки, социологии, политологии, педагогики и др. Данное направление порой даже считают отдельной наукой, которая занимается исследованием поведения.

Основатель бихевиоризма как направления в психологии — американский исследователь-психолог Дж. Уотсон. Также в развитие направления большой вклад был внесен отечественными учеными И. М. Сеченовым, В. М. Бехтеревым, И. П. Павловым и др.

Бихевиористы в 20-е годы прошлого века резко исключили из внутреннего мира личности ее сознание, волю, смысл, мотивы и прочие процессы, которые не поддаются объективному анализу. Они стали приравнивать психику человека к поведению.

Человеческое поведение, как и поведение животных, от рождения и до смерти бихевиористы определили в качестве предмета психологии. Данный факт стал революционным для науки, что до сегодняшнего момента вызывает большое число споров.

Бихевиористы выдвинули предположение, что поведение является единственным проявлением внутреннего мира человека, так как оно не только наблюдаемо, но и фиксируется в рамках объективной оценки.

При исследовании поведения специалисты проводят научные опыты и эксперименты, то есть вмешиваются в личность человека или животного для отслеживания изменений в психике, которые вызваны определенным вмешательством. В этом случае важно иметь уверенность в том, что полученная информация достоверна.

Исследуя человека, бихевиористы начали стремится минимизировать вероятность ошибки в результатах по причине «человеческого фактора» до минимального значения. Бихевиоризм, включая его предмет (поведение) и методы (объективное наблюдение и эксперимент), проявляется в качестве протестной реакции на существовавшую в то время психологию.

Готовые работы на аналогичную тему

Для нее был характерен субъективный метод интроспекции, состоящий из самонаблюдения, наблюдения человеком собственных психических процессов и сознания в качестве предмета исследования.

Методы бихевиоризма

Методология Уотсона состоит из:

  • Метода наблюдения с применением или без использования приборов;
  • Методов тестирования;
  • Метода дословной записи;
  • Методов условных рефлексов.

Метод наблюдения представляет собой необходимую основу для остальных методов. Методы объективного тестирования применяли уже раньше, но Уотсон предлагает в процессе тестирования проводить оценку не психических качеств, а поведения человека.

Для Уотсона результаты теста не стали считаться показателем ума или личных качеств. В большей степени они показывали реакцию испытуемого на некоторые раздражители или стимулирующие ситуации, которые созданы при осуществлении теста.

Метод дословной записи — это более противоречивый метод. Уотсон был решительно настроен против интроспекции, и применение в его исследованиях метода дословной записи было спорным. Многие психологи полагали, что это компромисс, с помощью которого Уотсон позволяет интроспекции занять ведущее положение.

Уотсон допускает также дословную запись. Вне зависимости от враждебности ученого в отношении интроспекции, он не стал в полной мере исключать труды психофизиков, которые часто брали за основу интроспекцию. Таким образом, он выдвинул предположение, что речевые реакции — это объективные наблюдаемые явления, поэтому они представляют для бихевиоризма такой же интерес, как и прочие реакции моторного характера.

Направления бихевиоризма

Большая часть исследователей пропагандировали концепцию бихевиоризма Д. Уотсона. При этом их старания приведения сознания к единому знаменателю, представляющему систему стандартных поведенческих реакций, не увенчались успехом. Направление нуждалось в расширении понимания психологии, требуя включения в его состав новых категорий (например, мотивов).

Недостатки теории привели к тому, что во второй половине 20 века появляются новые направления. Одним из них становится когнитивный бихевиоризм. Его основателем был американский психолог Э. Чейз Толмен, который предлагал не ограничиваться при анализе психических процессов концепцией «стимул–реакция».Ученый говорил, что необходимо использовать также промежуточный этап двух событий в виде когнитивного представления.

Еще одно направление представлено социальным бихевиоризмом, сторонники которого полагали, что при определении стимулов, которые воздействуют на поведение, нужно обратиться к индивидуальным особенностям и социальному опыту. Более известным стал в этом направлении психолог из Канады А. Бандура, осуществляющий эксперименты с участием детей. Он разделял их на три группы, показывая фильм, в котором мальчик бьет тряпичную куклу.

Для каждой группы предусматривалась собственная концовка сюжета:

  • Положительное отношение;
  • Наказание;
  • Безразличное отношение.

После проведенных манипуляций детей приводили в комнату с похожей куклой, наблюдая, что они будут с ней делать. Дети, которые увидели в кинофильме, что за избиение наказывают, не стали ее трогать. Другие группы стали проявлять агрессию к кукле, что служит доказательством попадания человека под воздействие общества.

Третье направление бихевиоризма называется необихевиоризм. Оно стало альтернативой классическому бихевиоризму, который не был способен давать целостное объяснение поведению животного и человека. Основными последователями этой концепции стали Скиннер и Халл.

Необихевиористы осуществили расширение модели «стимул – реакция», добавив в нее промежуточные переменные. Каждая переменная оказывает воздействие на формирование привычек и навыков, ускоряя подкрепление, замедляя его или же препятствуя ему. В дальнейшем это направление теряет собственные позиции и уступает место когнитивному психологическому подходу.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис