Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, которые используются с целью измерения, анализа и оценки индивидуальных психологических особенностей людей.
Психодиагностические методики в возрастной психологии развития
Особенное значение психодиагностические методики имеют в психологическом консультировании применительно к детям. Еще в начале 1930-х гг. Л. С. Выготский рассматривал эту сферу в качестве диагностики развития, основная задача которой представляла собой контроль хода психического развития ребенка.
Для проведения контроля необходима общая оценка психического развития ребенка на основании соответствия нормативным возрастным показателям, а также выявление причин психологических проблем. Для последней методики характерен анализ целостной картины детского развития, который состоит в исследовании следующих аспектов:
- социальная ситуация развития,
- уровень развития ведущей деятельности,
- виды деятельности, осуществляемые в определенном возрасте (игра, учеба, рисование, конструирование и др.).
Очевидным является то, что подобную диагностику невозможно представить без опоры на возрастную психологию развития. Помимо этого, практика и методы возрастно-психологического консультирования требуют совершенствования уже существующего и поиска нового методического арсенала.
Психодиагностика в области решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности
Сфера трудовой деятельности включает проблемы профессионального отбора, обучения и консультирования. Для их решения необходимы специальные психодиагностические методики и научное представление о такой психологической категории как психологическая пригодность к профессии.
Профпригодность К. М. Гуревич определял в качестве свойства личности, о котором судят по двум показателям: успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека собственной трудовой деятельностью.
Психологическая пригодность к профессии представляет собой соответствие психологических особенностей сотрудника требованиям профессии. Требования определяют комплекс профессионально важных качеств человека, которые способны обеспечивать успешное выполнение профессиональной деятельности.
Методики психологии используются в процессе профориентации и профконсультирования. Это необходимо, например, для тех случаев, когда перед индивидом стоит вопрос выбора профессии, при этом он не знает, на чем остановиться и какая из них подойдет ему больше.
При осуществлении психологической диагностики профпригодности следует помнить что диагностика, в первую очередь, должна концентрироваться на оценке и выявлении склонностей, профессиональной мотивации.
Среди методик в этом случае выделяют методы беседы и опросники, которые дают возможность сделать выводы о том, чем охотнее всего и долгое время занимается человек. Психологи знают, что точность прогноза уровня профессионализма в выбираемой профессии по этому фактору может быть намного выше, чем на основании индивидуальных свойств.
Помимо перечисленного, психолог в ходе диагностики должен определить:
- степень и характер осведомленности,
- особенности социального окружения индивида (в частности, определяется профессиональная принадлежность близких людей),
- планы родителей в отношении профессионального будущего их ребенка и др.
Консультирование проводят в соответствии со всем разнообразием информации. В этом процессе консультируемый самостоятельно и осознанно делает свой выбор профессии, являющийся результатом принятия активной позиции в отношении собственного будущего. С помощью методик диагностики человек начинает более четко понимать свои склонности, интересы, индивидуальные черты, проявляя знания профессий и условий труда в них.
Таким образом, значение психодиагностики в работе психолога, который связан с соответствующей профессиональной сферой, способно меняться в соответствии с типом профессии. При этом она считается обязательной стадией, которая выполняет важную функцию в виде поиска своего места в сфере труда и возможности становиться в выбранной работе профессионалом высокого уровня.
Классификации психодиагностических методик, используемых в психологическом консультировании
Сегодня принято большое количество разных классификаций психодиагностических методик для проведения психологического консультирования. Классификация методик по Й. Шванцаре включает психодиагностические методы, объединенные в группы по нескольким основания.
В соответствии с используемым материалом методики могут быть вербальными, невербальными, манипуляционными. По числу полученных показателей он делятся на простые и комплексные методики. В зависимости от психической активности испытуемых методики делятся на интроспективные, экстроспективные, проективные и исполнительные.
Если обратиться к классификации психодиагностических методов по В. К. Гайде и В. П. Захарову, то они делятся в зависимости от качества (стандартизованные, нестандартизованные), назначения (общедиагностические, тесты достижений, профессиональной пригодности и специальных способностей), материала, которым оперирует испытуемый.
В зависимости от степени однородности задач методики могут быть гомогенными и гетерогенными. Они отличаются тем, что в гомогенных методиках задачи похожи друг на друга и используются с целью измерения конкретных личностных и интеллектуальных свойств. В рамках гетерогенных методик задачи разнообразны, при этом их используют для оценки разнообразных характеристик интеллекта.
По критерию комплексности методики подразделяются на изолированные тесты и тестовые наборы (батареи). В зависимости от характера ответов на задачи это могут быть тесты с предписанными или свободными ответами. По сфере охвата методики делятся на тесты личности и интеллектуальные тесты, а по характеру умственных действий на вербальные и невербальные.