Игровые занятия как инструмент развития
Игровая форма обучения - это интерактивный метод обучения, в котором основное содержание учебной деятельности помещено в игровую среду.
Игровые методы обучения отличаются своими особенностями:
- наличие игровой оболочки
- наличие точных и четких правил
- система оценивания действий участников игры
- ролевые предписания участников
- работы по группам
Существует специализированный термин эдьютейнмент, который как раз и отражает основной принцип игровых форм обучения, это направленность обучающий заданий на игру, в результате чего у учащихся реализуется опосредованное и неформальное обучение, что повышает запоминаемость и усвояемость материала.
Игровой принцип обучения применяется как для детей, так и для взрослых. В первом случае, игровые формы носят скорее развивающий и социализирующий характер: направлены на развитие познавательных функций ребенка (память, внимание, мышление), также расширение навыков установления контакта с другими людьми, повышение навыков принятия и уважения других людей. Для взрослых же игровые формы носят характер командообразующих, ориентированных на повышение навыков коллективного принятия решений, работы группе. В том числе, игры могут быть направлены на развитие профессиональных и специализированных компетенций: управленческих, технических, социальных.
Для реализации игрового формата обучения важно соблюдать несколько основных условий:
Во-первых, важно понимать, какая дидактическая задача стоит перед педагогом, то есть что конкретно требует развития. Именно дидактическая задача и формирует оболочку игры.
Во-вторых, важным исходным условием является осознание исходного уровня представлений и знаний учащихся о том, на что направлено занятие. Так как основным принципом для развития является соблюдение зоны ближайшего развития: обучающийся всегда должен уметь делать какой-то минимум сам, чтобы суметь его выполнять более сложные вещи. В-третьих, время проведения игры не должно быть слишком большим: как правило, не более 20 минут, чтобы не вызвать утомления.
По их разновидностям выделяют следующие формы дидактических игр:
- с предметами: участники использует в игре какие-то объекты и манипулируют ими. Плюс таких игр в том, что участники имеют возможность исследовать объекты, изучать их особенности и характеристики. В таких играх реализуются задачи на сравнение объектов, их классификацию.
- настольно-печатные: это игры, в которых используется стимульный материал в виде картинок, карточек или настольных игр
- словесные игры: построены на принципе взаимосвязи слов и действий. Это игры на описание предметов, называние, отгадывание, загадывание, действие по словесным инструкциям.
Общая схема проведения дидактических игр следующая:
- первоначальная презентация игры, описание ее целей, задач и содержание
- знакомство ведущего с исходными знаниями участников относительно содержания и аспектов игры
- презентация дидактических материалов и правил игры
- проведение самой игры
- подведение итогов игры: анализ эффективных стратегий и действий, обратная связь от участников
Психологические особенности старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст - это период с 5 до 7 лет, который характеризуется первичной социализацией ребенка (включение его в различные социальные нормы и правила посредством семьи и близких родственников).
Данный возраст содержит много сензитивных периодов для развития различный функций и способностей. Ведущей познавательной функцией на данном этапе является воображение, а ведущим типом деятельности - игра.
Относительно свойств внимания, отмечаются следующие особенности: резко возрастает объем внимания (ребенок может удерживать в своем поле уже 2-3 объекта). Важной линией развития является формирование устойчивости внимания и сосредоточенности. Развития данных свойств можно достичь путем рисования или раскрашивания сложных картинок, состоящих из нескольких уровней и множества объектов.
Также в данном возрасте развивается переключаемость внимания. Ее развития можно достичь за счет регулярных зарядок, в результате которых внимание переключается на разные части тела.
Центральная линия развития - это формирование постепенного перехода от непроизвольного внимания к произвольному, что достигается за счет игр.
Игры на развитие внимания у старших дошкольников
С точки зрения возрастных особенностей игровые формы развития являются в данном возрасте наиболее актуальными, так как ведущей деятельностью является именно игровая.
Эффективными для развития произвольности внимания являются подвижные словесные игры, в которых от названного слова зависит производимое движение. Суть игры состоит в том, чтобы слова и движения преподавателя не всегда совпадали, таким образом провоцируя ребят. В этом же ключе, работают игры “Съедобное-несъедобное”, “Запрещенное движение”. Так развивается концентрированность, устойчивость и произвольность внимания.
Для развития объема внимания можно использовать предметные игры с подменами или исчезновением объектов: например, в ряду располагаются хорошо знакомые ребенку объекты, один из которых переставляется или вовсе прячется преподавателем. Задача - понять, какой объект был переставлен и вернуть его на прежнее место, либо назвать спрятанный предмет. Также можно играть и с другими ребятами в классе или группе.
Настольно-печатные игры являются хорошим инструментом развития концентрированности и распределяемости внимания, так как основной механизм в них - это сличение эталонного стимула с его силуэтом или другим объектом, где нужно найти элементы с исходного стимула. В данном направлении построены методики по типу “Найди отличия”, “Найди 2 одинаковых рисунка”.