Роль продуктивной деятельности в формировании самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Продуктивная деятельность детей – это созидательная творческая деятельность, в результате которой появляется новый продукт, соответствующий замыслу ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении к продуктивной деятельности относят следующие виды детской деятельности:
- Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
- Конструктивная деятельность.
Дети старшего дошкольного возраста в рамках дошкольного учреждения занимаются продуктивной деятельностью в виде игровых форм. Связано это с тем, что игра представляет собой ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и организованная таким образом продуктивная деятельности привлекает детей, вызывает искренний интерес.
Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста рассматривается как синтетическая, так как именно в процессе данного вида деятельности дети проявляют различные стороны психического развития, а также овладевают рядом знаний, умений и навыков. В ходе продуктивной деятельности детьми старшего дошкольного возраста осуществляется осмысление понятий окружающей действительности за счет широкого использования разнообразных изобразительных средств. Кроме того занятия продуктивной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, вызванные творческим переживанием действительности.
Одной из особенностей продуктивной деятельности является то, что она обладает высоким потенциалом в формировании самооценки у детей дошкольного возраста. Связано это с тем, что в процессе созидательной творческой активности дети имеют возможность воплотить в реальность собственные переживания, эмоции и отношение к окружающим и самому себе в виде конкретного продукта.
Изучая аппликацию или рисунок ребенка старшего дошкольного возраста, можно увидеть и понять его переживания, интересы, стремления, видение окружающего мира, людей и самого себя.
Непосредственно старшие дошкольники в процессе продуктивной деятельности стремятся воплотить в реальность свой образ, выразить свое отношение к тому, что они изображают.
В рисовании ребенок при помощи линий, цвета и иных выразительных средств выражает свои чувства и эмоции. По рисункам можно судить о психическом состоянии ребенка, уровне его самооценке.
Старший дошкольный возраст представляет собой центральный период в жизни ребенка, именно поэтому очень важно целенаправленно развивать механизм творческого воображения, оказывающие влияние на механизмы творческого воображения. Связано это с тем, что именно данные механизмы влияют на способность ребенка регулировать собственные эмоции и самосознание.
Ребенок старшего дошкольного возраста обладает способностью к перевоплощению. Именно эта способность помогает ему «раздвигать» рамки своего «Я», представлять себя сказочным героем, животным и т.д. Продуктивная деятельность способствует этому, тем самым оказывая огромное влияние на формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
Самооценка – это представление человека о важности своей личности и и ее месте среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
Основным условием формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности является внушение им веры в себя и собственные силы. В процессе определения задания не нужно акцентировать внимание ребенка том, что он обязан точно воспроизвести изображаемое, ключевым является передача через продукт своей деятельности собственной индивидуальности, отношения к воспроизводимому предмету или явлению. Не стоит и ограничивать ребенка в выборе средств выражения своих чувств и эмоций. Основными средствами являются свет, цвет, ритм, форма, яркость и т.д.
Еще одним немаловажным моментом в формировании самооценки является то, что оценка продукта деятельности ребенка должна осуществляться адекватно, а недочеты выражаться в корректной форме. Это поможет сформировать у ребенка адекватную самооценку своих способностей и самого себя.
Важными моментами в оценке продуктов деятельности детей старшего дошкольного возраста являются:
- Эмоционально-положительная реакция на продукт свой деятельности, вне зависимости от того получилась работа или не удалась.
- Благодарность тем детям, которые не только выполняли свою работу, но и помогали другим детям в случае возникновения затруднений.
- Выделение значимости созданного продукта деятельности (для родителей, для группы, для самого ребенка и т.д.).
- Обязательное использование продуктов деятельности детей (в качестве выставочного материала, в качестве наглядностей, в качестве игровых материалов и т.д.).
- Стимулирование детей к воспроизведению содержания проведенного занятия в рамках самостоятельной деятельности (самостоятельное рисование, лепка, аппликация и т.д.).
Очень важным в формировании самооценки у детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности является обсуждение результатов деятельности. Основная форма обсуждения – это совместное рассмотрение работ, напоминание тех задач, что были поставлены в начале урока, анализ проделанной работы и достигнутых результатов.
В результате анализа дети понимают, как правильно выполнять работу и какие ошибки они допустили. Критические замечания доброжелательны, в рекомендательной форме. Очень бережно следует отнестись к творческому замыслу ребенка даже в том случае, когда он совсем не удался.
Таким образом, продуктивные виды деятельности являются интересным и интерактивным средством, позволяющим формировать самооценку старших дошкольников при их непосредственном участии, а так же участии их близких взрослых, что дает возможность наладить взаимодействие педагогов с родителями воспитанников.