Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Динамика развития личности у детей и подростков

Все предметы / Психология / Динамика развития личности у детей и подростков

Младенческий возраст

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности. Младенец характеризуется своей беспомощностью и отсутствием способности удовлетворить свои потребности самостоятельно. Родители его кормят, одевают, купают и т. д.

В процессе развития у ребенка формируются потребности в получении впечатлений, движении и общении с родителями или другими близкими родственниками. Ребенок активно усваивает новый опыт и принятые формы поведения. Ведущий вид деятельности представляет собой процесс эмоционального общения со взрослыми.

При переходе к периоду собственно младенчества данный вид деятельности остается ведущим. Однако, здесь общение со взрослым проходит определенные стадии. На первой стадии общение ребенка со взрослым происходит ради общения. При нормальном психическом развитии ребенка общение ради общения заменяется общением по поводу предметов, например, игрушек. Далее оно заменяется совместной деятельностью ребенка и взрослого.

Важным аспектом является появление эмоциональности, которая направленна на взрослого. Она формируется из улыбки, вокализации, двигательной активности ребенка навстречу взрослому.

В младенческом возрасте ребенок учится ходить, что является отделением себя от взрослого, и говорить, что формирует у ребенка понимание, что каждая вещь имеет свое название. Также в данном возрасте у ребенка возникают первые реакции протеста, особенно, когда ребенку в чем-то отказывают. Все эти особенности являются проявлениями начала обособленности ребенка от взрослого и формирования самости.

Ранний возраст

Под ранним возрастом понимают период взросления ребенка от 1 до 3 лет. На этой стадии ребенок начинает самостоятельно познавать мир и использовать взрослого как средство общения с окружающим миром.

Предметно-манипулятивный вид деятельности становится ведущим. Ребенок начинает самостоятельно ходить, овладевать речью, зарождаются новые виды деятельности, например, игра.

Следует отметить, развитие самосознания в данном возрасте. Ребенок начинает осознавать свои желания, проявлять самостоятельность и целеустремленность, начинает гордиться своими достижениями. Ребенок смотрит на своих родителей или близких родственников и стремится быть на них похожими.

Готовые работы на аналогичную тему

На границе между ранним и дошкольным возрастом возникает кризис трех лет или кризис отношений. Здесь важно дать ребенку проявлять свою самостоятельность и поощрять инициативность. Подавление этих качеств может привести к формированию кризисных явлений, таких как негативизм и строптивость.

Дошкольный возраст

Замечание 1

На стадии дошкольного возраста ребенок перестает быть центром семьи, он начинает осознавать свою индивидуальность и формы поведения, принятые в семье.

Ведущим видом деятельности становится игра. В процессе игровой деятельности дети играют роли взрослых и разыгрывают взаимоотношения между ними. Здесь дети усваивают механизм управления поведением, который применяют в других видах деятельности.

Для дошкольного возраста характерно интенсивное интеллектуальное и личностное развитие. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется самооценка и самокритичность, происходит осознание своих возможностей, качеств и эмоциональных переживаний.

Как правило, в семилетнем возрасте у ребенка возникает очередной кризис. Он связан с формированием «внутренней позиции», отношения к себе и своим достижениям. Перестройка самосознания приводит к переоценке ценностей и определяет готовность ребенка к школе.

Младший школьный возраст

Младший школьный возраст представляет собой период взросления ребенка с 6-7 до 9-11 лет. Данный период характеризуется сменой стиля жизни ребенка. Он приобретает новый социальный статус, знания, навыки, интересы и ценности. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. Ребенок имеет определенные мотивы учения, такие как познавательные, социальные и узколичностные.

Учебная деятельность способствует развитию произвольности психических процессов, рефлексии, способности планирования и анализа.

Здесь следует отметить, особую роль в развитии ребенка воспитания в семье и место, которое ребенок занимает в своей семье. Взрослые имеют авторитет в его жизни.

Подростковый возраст

В психологии принято назвать подростковый возраст трудным, переходным или критическим. Он охватывает период взросление от 9-11 до 14-15 лет.

Ведущая учебная деятельность сменяется на общественно-полезную или интимно-личностное общение с ровесниками. Общественно-полезная деятельность позволяет проявить подростку свою самостоятельность и добиться признания со стороны взрослых.

Главной особенностью в развитии личности на данной стадии являются бурные анатомические и физиологические изменения. Здесь имеют место половое созревание, усиление роста и массы тела подростка, которое может вызвать тревожность по поводу своего внешнего вида. Все эти изменения оказывают влияние на психологическое развитие подростка, так как здесь формируется мужская или женская идентичность и происходит постепенный переход к взрослой сексуальности.

В учебной деятельности имеют место теоретические науки, так как у подростка развивается абстрактное мышление.

В социальной сфере авторитет взрослых заменяется влиянием компании ровесников. Они устанавливают новые формы поведения и дают новые статусы. Личность стремится занять место в коллективе ровесников и получить положительную оценку с их стороны. Мораль подростка также подвержена влиянию ровесников.

У личности возникает чувство взрослости, то есть он ощущает себя уже не как ребенка и стремится быть взрослым. Это может выражаться в подражании внешним проявлением взрослых, приобретении качеств взрослого и интеллектуальной взрослости.

Постепенно подросток приходит к осмысливанию своего поведения и поступков, определенных качеств своей личности. Ключевым аспектом является становление «Я»-идентичности подростка.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис