Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Предмет и метод публичного права

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Предмет и метод публичного права

Публичное право представляет собой некую функционально-структурную подсистему права, которая выражает общественные и государственные отношения.

Прежде чем перейти к рассмотрению предмета публичного права, стоит обозначить, что представляет собой общее понимание предмета правового регулирования. Так, в юридической литературе указано, что любая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования, в качестве которого принято рассматривать регулируемые данной отраслью общественные отношения.

Понятие предмета публичного права

Сущность публичного права, как и частного, заключается, прежде всего, в общественных отношениях.

Определение 1

Предмет публичного права – это совокупность общественных отношений, которые регулируются публично-правовыми нормами.

Помощь со студенческой работой на тему
Предмет и метод публичного права

Юридическая литература относит к предмету публичного права следующие категории:

  • отношения по устройству и функционированию, как государства, так и его институтов;
  • отношения в сфере гражданского общества;
  • отношения по поводу механизма и уровней самоуправления;
  • отношения в области правотворчества и правоприменения;
  • отношения, строящиеся на принципах, нормах и институтах отношений между государствами и международными организациями.

Таким образом, можно отметить, что предмет определяет специфику публичного права. При этом он характеризуется общественными отношениями, напрямую связанными с деятельностью государства в области управления, организации и реализации власти, охраны правопорядка и т.д.

Характеристика предмета публичного права

Некоторые предметы публичного права пронизывают исключительно властные отношения и принадлежат целиком публичной сфере. Но есть также часть предметов, которая носит смежный характер, оказывая свое воздействие на отрасли частного права. Так, в настоящее время, часть объектов публичного регулирования переместилась в область регулирования частного права, например:

  • область деятельности организаций и других субъектов хозяйствования, где зона регулирования и управления является суженой;
  • область расширения проявления свободы человека и укрепления прав граждан;
  • область открытого доступа к институтам гражданского общества, общественным организациям, партиям и движениям;
  • область увеличения саморегуляции в общественной нормативной системе.

Публичное право, в свою очередь, также заимствует из частного права некоторые институты, например, «Договоры». Такая тенденция присуща многим зарубежным государствам.

Метод публичного права

Проблему определения понятия «метод регулирования публичного права» нельзя назвать разработанной. Многие исследователи, касаются ее лишь косвенно, изучая другие вопросы.

Однако в теории все же предпринимаются попытки определить метод регулирования публичного права. Некоторые авторы предлагают сделать это путем характеристики методов определенных отраслей, которые, по их мнению, в совокупности выражают метод регулирования публичного права. Другие рассматривают метод регулирования публичного права в качестве субординационного, централизованного, принудительного и метода неравенства.

Предполагается, что наиболее правильная позиция состоит в том, чтобы отнести метод публичного права к его подотрослям, ведь каждая отрасль направлена на регулирование отношений, как единых (одного вида), так и нетождественных (разных видов). При этом единство выступает в качестве некой основы общности метода регулирования отношений, а нетождественность указывает на различия в способе воздействия на них.

Конституционное право. В данном случае метод правового регулирования обладает особенностью «метода восходящего подчинения». Речь идет о том, что указанное соотношение субъектов правоотношений возможно при условии народовластия. Народ поручает осуществление власти определенным субъектам, которых он избрал: парламенту, президенту.

Административное право. Дифференциация публично-правового метода в этом случае связана с обеспечением целенаправленного управленческого воздействия органов власти и государственного управления на общественные отношения. Процесс управления выстраивается таким образом, чтобы упорядочить деятельность, обеспечить непосредственное прямое подчинение субъекта власти, исключив при этом хаотичный беспорядок.

Финансовое право. В финансовом праве особенность метода регулирования публичного права состоит в возможности «перенести» определенную долю компетенции государства на физических и юридических лиц, которые не являются государственными служащими и должностными лицами.

Уголовное право. В уголовном праве метод публичного права характеризуется основополагающими обязанностями и правами, принадлежащими государству как субъекту уголовного права. К ним можно отнести, например, принадлежащие государству право наказания и обязанность его применения. Данные право и обязанность могут быть реализованы разными ветвями власти. Определить вид и предел наказания должна законодательная власть. Обозначенное предусмотрено ст. 3 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей, что преступность и наказуемость деяния, а также иные последствия, определяются уголовным законом.

Замечание 1

Важную роль в осуществлении государством наказания исполняет суд. Только суду принадлежит право определить предел и вил уголовной ответственности, которая назначается виновному в случае, если его вина в совершении преступления будет доказана. Так же судьям принадлежит право изменить вид и характер ответственности, или освободить от ее назначения виновного. Также в реализации наказания участвуют органы исполнительной власти и правоохранительные органы.

Определение 2

Таким образом, основной метод публичного права – это метод государственных властных предписаний от одних участников правоотношений к другим. При этом государство само предусматривает меры и виды охраны общественных отношений.

Помимо этого метода применению подлежат также императивный метод (наделение властными полномочиями субъектов) и диспозитивный метод (стороны имеют возможность по своему усмотрению использовать принадлежащие им права).