Особенности административных правоотношений
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дополнительный материал по административному
праву
Административное право - самостоятельная отрасль права, система норм
которой регулирует общественные отношения, возникающие в сфере
государственного управления
по поводу практической реализации
исполнительной власти.
Административное право:
- часть объективного права – совокупность правовых норм;
субъективное право - право того или иного субъекта,
предусмотренное правовой нормой (право на что-либо);
- научная дисциплина;
- учебная дисциплина.
Предметом отрасли административное право являются общественные
отношения, возникающие в сфере государственного управления
по
поводу практической реализации исполнительной власти (в широком
смысле – осуществления государственного и муниципального управления).
Метод административного права - совокупность средств и способов
воздействия на волю и поведения участников правоотношений в сфере
государственного управления (некие рычаги воздействия управления
подчинёнными).
Метод отличается от предмета: предмет отвечает на вопрос: "Что
регулируется?", метод отвечает на вопрос: "Как, каким образом
регулировать?"
Методы:
- императивный (властного воздействия);
- предписания, запреты, дозволения;
- диспозитивный – в случае приема на госслужбу.
Правовая норма – общеобязательное правило поведения, которое
регулирует
общественные
отношения
и
обеспечивается
государством/охраняется силой государственного принуждения.
Институты – совокупность взаимосвязанных норм административного
права, которые регулируют особый вид административных отношений,
группу связанных отношений. Пример: институт административного
штрафа, административного ареста, пост и прохождения госслужбы.
Институты бывают:
простые (административного штрафа);
сложные – состоят из простых (институт административного
наказания включает институты отдельных видов наказания).
Административные правоотношения – общественные отношения,
урегулированные
нормами
административного
права.
В
этих
правоотношениях реализуются права и обязанности, и они являются
взаимными и установленными нормами административного права.
По
характеру
управления
административные
правоотношения
подразделяются на:
1. Внутриаппаратное управление (простое внутреннее) – отношения,
связанные с построением органов исполнительной власти, службы в
этих органах.
2. Внешнее управление – отношения с частными лицами
(организациями, физическими лицами)
По связи с иерархией или по наличию иерархии в отношениях:
1. Субординационные (отношения подчиненности)
2. Координационные (соупорядочение).
Соподчинение – это подчинение на равных правах и обязанностях двух или
более субъектов нижестоящему органу.
Состав административных правоотношений:
- субъекты административных правоотношений;
- объекты административных правоотношений (то, на что
направленны права и обязанности субъектов).
Эти права и обязанности называются формальным содержанием
правоотношений. Объект – поведение обязанного.
Особенности административных правоотношений:
1. По волевому характеру (административные правоотношения – это
отношения власти - подчинения или властноотношения). Это
предполагает, что возникать они могут по инициативе лишь одной
стороны; согласие второй стороны правоотношений не обязательно.
2. По значению правоотношений (административное право – отрасль
публичного права, и административные правоотношения направлены
на удовлетворение публичных, а не частных интересов).
3. По составу субъектов (хотя бы одним из частников должен быть
носителем исполнительной власти – орган или лицо). На практике это
может проявляться завуалированно: например, отношения по поводу
предоставления услуг регулируются административным правом, хотя
органы исполнительной власти в этом не задействованы (например,
услуги здравоохранения предоставляются организациями).
4.
По объекту или составу
объекта
административных
правоотноешний: блага (материальные, нематериальные), поведение
по обращению с этими благами.
5.Ответственность только перед государством или субъектом
Федерации.
6. В административном праве в качестве объекта административных
правоотношений принято рассматривать только поведение.
7. По направленности ответственности за невыполнение обязанности.
Общее правило: перед кем есть обязанность, перед тем возникает и
ответственность (А в административном праве:
ответственность
перед государством!).
Категории субъектов административного права
Cубъект административного права – лицо, обладающее административноправовым статусом (или правами), обязанностями, полномочиями,
установленными нормами административного права.
Субъект административного права – реальный (потенциальный) участник
административно-правовых отношений.
Наличие у субъекта правового статуса называется правосубъектностью,
состоящей из:
административной правоспособности (иметь права, обязанности);
административной дееспособности (инициировать административноправовые отношения);
административной
деликтоспособности
(подвергаться
мерам
административной ответственности).
Виды субъектов административного права:
индивидуальные (граждане, иностранные граждане, лица без
гражданства) – выделяется категория должностных лиц (лица
замещающие должности госслужбы);
коллективные (госорганы, коммерческие и некоммерческие
организации).
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ
административная правоспособность возникает с момента рождения и
заканчивается со смертью;
административная дееспособность возникает или в 14 или в 16 лет:
если в 14 лет, то это связано с моментом получения паспорта, если с 16
лет - это связано с административной деликтоспособностью;
Количество прав и обязанностей в отношении органов исполнительной
власти и их должностных лиц огромное:
права, связанные с возможностью участвовать в управлении
государством: право поступления на госслужбу, право обращаться в
госорганы с жалобами, с предложениями, заявлениями;
права, связанные с получением гос. услуг;
(косвенные) на выбор места проживания;
обязанность соблюдать административно-правовые запреты;
обязанность по соблюдению порядка, предусмотренного для
реализации соответствующих прав (выбор места жительства - «право»,
а правильный порядок регистрации - «обязанность»);
обязанность по выполнению законных требований уполномоченных
органов и должностных лиц.
Для иностранных граждан и лиц без гражданства имеются ограничения ряда
прав:
могут служить на военной службе только не на офицерских
должностях и по контракту;
не могут быть приняты на работу в гос. организации, деятельность
которых связана с обеспечением гос. безопасности;
ограничена свобода передвижения (выбирается строго определенный
субъект);
обязаны проходить миграционный учет;
обязаны соблюдать особые правила проживания.