Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристики публичного права

Основы публичного права

Любой характер правового регулирования в обществе выявляет одновременно и частные и публичные отношения, объективно требующие воздействие необходимыми правовыми методами. Оценить рассматриваемый правопорядок с точки зрения адекватности влияния на общественные отношения можно по степени соответствия методов, применяемых для правового регулирования (или других отношений) их содержанию и существу.

Одним из признаков норм публичного права является императивность. Императивность выступает элементом общеобязательности в виде свойства и признака любой правовой системы. Любая норма права, без учета формы ее выражения является исходящим от государства волеизъявлением.

Основными условиями, которые позволяют добиваться совершенствования правовых норм, являются:

  • соответствие норм права всем требованиям правосознания и морали;
  • соблюдение непротиворечивости, или требований системности, а также других закономерностей функционирующей системы права в процессе принятия новых норм;
  • конкретное отражение в правовых предписаниях определенных закономерностей развития государственно-правовой надстройки;
  • учет в ходе нормотворчества общих принципов управления и регулирования общественными процессами.

В гражданско-правовых отношениях могут участвовать различные субъекты гражданского права: РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Их правоспособность имеет ряд особенностей, которые, прежде всего, связаны с тем, что являются основными субъектами публичного права, а именно – носителями власти. В частноправовых отношениях, соблюдая принцип равенства сторон субъекты гражданского права отказываются от своего особого положения. Они принимают равное участие с другими субъектами в гражданско-правовых отношениях (п. 1 ст. 124 ГК). Полномочия субъектов гражданского права по вмешательству в гражданско-правовые отношения велики.

Предмет публичного права определяет его специфику, а именно, общественные отношения, которые связаны с управленческой деятельностью государства, с реализацией и организацией государственной власти, производством по делам правонарушений, охраной правопорядка, системой органов местного самоуправления и органов государства, обеспечение функционирования государства (распределение и использование денежных фондов государства и др.), использованием собственности государства.

«Характеристики публичного права» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Предметом регулирования публичного права являются: сфера деятельности и устройства государства как публичной власти; аппарата государства; всех публичных институтов; государственной службы; административных отношений; уголовной ответственности и преследования; норм, принципов и институтов международных организаций и межгосударственных отношений и т.д.

Основные признаки публичного права:

  • обеспечивает общественный интерес, акцентируя внимание на обязанностях граждан перед государством и запретах;
  • регулирует отношения между государством и частными лицами, между государственными органами;
  • обеспечивает волеизъявление субъектов права в одностороннем порядке;
  • предусматривает широкую сферу усмотрения;
  • характеризуется большей долей директивно-обязательных норм, которые предполагают иерархические отношения между субъектами и субординацию правовых актов и норм;
  • содержит общие и безличные нормы, обладающие нормативно ориентирующим влиянием;
  • использует новейшие технологии.

Отрасли публичного права

Отрасли публичного права отображены в Конституции государства. Это позволяет зафиксировать их в высших юридических нормах, создать мощный фундамент для развития в рамках всех правовой системы. Такое конституционное регулирование чаще всего можно встретить в государствах, имеющих федеративное устройство, когда необходимо разграничить компетенции субъектов федерации и самой федерации. Предметом разграничения выступают отрасли публичного права, их подотрасли, принадлежащие им правовые институты, конкретные законодательные акты и группы соответствующих законов.

Для отраслей публичного права характерно обеспечение определенного баланса и гармонии в правоотношениях, в случаях, когда один из субъектов является лицом, обладающим властными полномочиями. Данные отрасли права используют похожие методы регулирования и имеют подобную нормативную структуру. Методы регулирования включают создание общерегулирующих актов, которые содержат обязательные предписания. Данные предписания обеспечиваются применением специальных правоохранительных процедур и действий.

К отраслям публичного права относятся:

  • конституционное право;
  • административное право;
  • судоустройство;
  • административно-процессуальное право;
  • арбитражный процесс;
  • уголовно-процессуальное право;
  • уголовное право;
  • уголовно-исполнительное право;
  • гражданское процессуальное право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное публичное право;
  • экологическое право.

Данный перечень отраслей публичного права не является окончательным. Он постоянно дополняется или сокращается в зависимости от особенностей развития правовой системы государства, понимания границ публичного права. Так, некоторые исследователи к отраслям публичного права относят информационное право, теории государства и права.

Источники публичного права

Замечание 2

Источники публичного права – это законы, нормативно-правовые акты, правовой прецедент или обычай исполнительной государственной власти.

К источникам публичного права относятся:

  1. Общенормативные акты (законы, конституции, постановления и указы). В них, о имени субъектов, имеющих властные полномочия, изложены самые стабильные нормы правоотношений. Данные нормы являются основой, на которой создаются и развиваются другие нормы и правила в государстве.
  2. Нормативно-правовые акты, обладающие «программным» значением. К примру, декларации, провозглашающие цели государства, массового движения или партии, отдельные принципы экономических и политических отношений, долгосрочного курса реформ.
  3. Нормативные публично-правовые договоры, которые заключаются между официальными представителями государства, носителями властно-регулирующих полномочий, представителями общественных организаций (представители организованной общественности – профессионального союза, ассоциации и т.д., государственной корпорации.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 15.04.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot