Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это система различных мероприятий (индивидуальных и общественных) осуществляемых членами общества с целью сохранения и укрепления здоровья, функциональных возможностей организма, формирования здоровой наследственности, а также для поддержания культуры взаимоотношений с природой и обществом.
Современной и достаточно актуальной проблемой является сохранение здоровья детей.
Сущность и значение здорового образа жизни
Здоровье ребенка – это резерв его жизнеспособности, выраженный в комплексе психических и физических характеристик.
Формирование резервов здоровья осуществляется в процессе воспитания ребенка в школе и семье. В связи с чем, здоровье либо укрепляется, либо напротив, утрачивается.
Основным источником утраты здоровья детьми школьного возраста можно назвать существующую систему школьного образования. В процессе обучения детям приходится подолгу сидеть, что негативно сказывается на осанке и в целом на скелетной мускулатуре ребенка. Непродуманность предоставления информации развивает близорукость и узкоформатность зрения. Отрицательным моментом является и то, что уроки зачастую проходят в закрытых, редко проветриваемых помещениях. Весь урок дети сидят в закрытом пространстве, в напряженно-неестественных позах. Для решения сложившейся проблемы, необходимо комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей. Одним из таких направлений является система ЗОЖ, выступающая в качестве профилактики заболеваний у детей школьного возраста.
Общие направления ЗОЖ ребенка – школьника:
- Воспитание здорового ребенка, в соответствии с нормами детского развития.
- Оздоровительные мероприятия, направленные на развитие психофизиологических возможностей каждого ребенка.
- Индивидуальный подход к учащимся, с учетом их физиологических потребностей и физических возможностей.
Цель педагога в ЗОЖ ребенка-школьника – это обеспечить условия для сохранения здоровья каждого ученика в процессе обучения в школе, а также формирование у детей необходимых знаний ЗОЖ и умения применять их в своей повседневной жизни.
Компоненты ЗОЖ ребенка – школьника:
- процесс обучения не должен быть насыщен перегрузками для психического и физического здоровья ребенка (большое количество уроков в день, короткие перемены или полное их отсутствие и т.д.);
- свободное время ребенка-школьника должно быть организовано с преобладанием двигательной деятельности (возможность выйти на школьный двор и побегать/походить, физ. минутки на уроках, утренняя гимнастика и т.д.);
- формирование и развитие навыков личной гигиены и режима питания (в школе, начиная с младших классов, детям напоминают мыть руки перед и после еды, завтраки и обеды осуществляются в одно и то же режимное время и т.д.);
- предупреждение травматизма (соблюдение техники безопасности на уроках и целом в школе);
- формирование здоровых привычек, физической активности (проведение интересных и познавательных уроков, цель которых показать значимость полезных привычек, правильно организованные уроки физической культуры, экскурсии и т.п.).
Условия формирования ЗОЖ у детей-школьников:
- формировать представление у ребенка-школьника о здоровье, его значимости в жизни каждого человека, вредных и полезных привычках, о ЗОЖ и т.п.;
- на уроках физической культуры двигательная активность должна быть организована с использованием специальных методик, учетом возраста и физических возможностей детей;
- формировать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- формировать здоровые привычки и навыки у школьников.
Соблюдение перечисленных условий способствует реализации целей, принципов и структурных компонентов применения ЗОЖ в качестве профилактики заболеваний у детей школьного возраста.
Формирование здорового образа жизни школьников как основа профилактики заболеваний
Мероприятия ЗОЖ с целью профилактики заболеваний у детей школьного возраста:
- Учебно-воспитательный процесс в школе, должен быть организован в соответствии с физиологическими и анатомическими особенностями детей школьного возраста.
- Занятия по физическому воспитанию детей, должны быть направлены на повышение функциональных возможностей каждого ребенка, с учетом потребностей и возможностей растущего организма.
- Организация дифференцированных режимов для детей группы риска, сочетающих в себе лечебные и образовательные мероприятия.
Мероприятия ЗОЖ, направленные на профилактику заболеваний у детей школьного возраста, должны быть предусмотрены годовым планом учебно-воспитательной работы школы и согласованы с врачом. Обсуждение и утверждение плана осуществляется на педагогическом совете совместно с педагогами, врачом школы и главным врачом детской поликлиники.
Профилактика заболеваний у детей школьного возраста средствами ЗОЖ включает в себя:
- Профилактические меры по снижению влияния на организм ребенка вредных факторов (проведение физкультминуток для разминки мышц организма, разминка глаз; подбор правильной мебели, в частности парт для детей; использование интерактивных и мультимедийных средств и т.п.).
- Работа по формированию ЗОЖ у детей, начиная с начальной школы (пропаганда ЗОЖ: плакаты, тематические праздники, экскурсии, туристические походы и т.д.).
- Проведение профилактических медицинских осмотров в рамках школы, с помощью приглашенных врачей. Цель осмотров – выявление проблем со здоровьем у детей и принятие мер по их устранению.
- Иммунопрофилактика детей с согласия родителей и законных представителей (профилактические прививки от гриппа, клещей и т.п.).
- Формирование комплекса мер по предупреждению развития соматических и психических заболеваний и травм.