Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Земское училище

История становления земских народных училищ

Определение 1

Земские училища – это название начальных народных училищ, функционирующих в царской России с 1864 г.

Вторая половина 19-го века характеризуется масштабными преобразованиями, как в теоретических аспектах педагогики, так и в практики развития образовательной системы, когда происходила модернизация учебных заведений, исходя их текущих потребностей общественного развития и направлений социально-экономической политики государства.

В 1864 году была принята Земская реформа, затрагивающая права и свободы граждан, проживающих на всей территории страны. Земствами стали именоваться органы местного самоуправления, организованные в губерниях. Причиной их появления стало стремление государства адаптировать общество к новым социально-экономическим условиям и отношениям, под руководством местных властей, но под четким и строгим контролем центрального правительства.

Создание земств имело важное социально-экономическое значение, поскольку оно приближало страну к становлению демократии. Выбор земств происходил при участии представителей всех сословий, а их решения затрагивали интересы всего населения. Такие учреждения были организованы во всех областях общественной жизнедеятельности.

Наиболее эффективной и значимой деятельность земств оказалась в сфере образования. На тот момент, образовательная система находилась в стадии кризиса, обусловленного необходимостью разрешения актуальных проблем, формирующегося капиталистического общества. Образование было недоступно для большинства населения страны, в результате чего оно было, в своем большинстве, безграмотным. А это естественным образом тормозило развитие страны и отрицательно сказывалось на ее переходе к новому капиталистическому этапу.

Земские училища были открыты и их деятельность регламентировалась «Положением о начальных народных училищах», принятом в 1864 году. Оно определяло порядок перехода всех народных школ в управление уездных и губернских училищных советов, которые состояли из представителей земств и контролировали процесс обучения, соблюдение прав граждан, разрешали спорные моменты.

«Земское училище» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Школы могли быть открыты не только правительственными ведомствами, но и общественными организациями, а также частными лицами. Появление земских училищ явилось новым историческим веянием и этапом в развитии отечественной системы образования.

Земские школы представляли собой образовательное заведение, в котором предполагалось прохождение начальной образовательной ступени. Такие школы носили социальную ориентацию, что было ново для России и представляло собой предпосылки для развитие демократической системы в стране.

Земства могли в некоторой степени контролировать школьную деятельность, посредством оказания воздействия на процесс обучения через училищные советы. Таким образом, была сформирована первоначальная база для развития народного образования в стране. Народная школа, получившая широкое распространение и развитие в дальнейшем была заложена именно на базе земских училищ.

В формировании земских народных школ можно выделить три основные стадии исторического развития:

  • Стадия формирования. Она относится к временному периоду 60-70 годов XIX-го столетия. В этот период начинают активно открываться учебные заведения и их сети в губерниях. Земские народные школы базируются на основных демократических принципах: общедоступности образования, его народной направленности, бесплатности.

  • Стадия развития. Она охватывает временной период с начала 70-х до 90-х годов XIX-го столетия. В это время, земские школы уже достаточно широко распространены по стране и продолжают развиваться. На их развитие оказывает огромное воздействие демократическая идеология педагогического научного знания. Образовательная система того периода базируется на следующих принципах:

    • Общеобразовательной направленности учебного процесса;
    • Модернизированных формах и методиках осуществления учебно-воспитательной работы;
    • Опора на трудовое воспитание и обучение;
    • Развитие сети учреждений внешкольного обучения и акцент на внешкольном образовании;
    • Создание сети учреждений, занимающихся профессиональной подготовкой педагогов для земских народных школ.
  • Стадия внедрения всеобщего начального обучения. Этот период охватывает конец XIX-начало XX столетия. В это время школы распространяются и развиваются. Открываются учреждения нового типа – повышенная ступень обучения или второй этап образования в земской школе. Также, открываются народные дома – это заведения внешкольного образования. Земские школы являются е единственными учебными заведениями, в которых осуществляется начальное обучение, но они занимают приоритетные позиции. Именно этот этап стал предпосылкой формирования всеобщего начального образования в стране, которое началось с 1911 года.

Основные методы и принципы обучения в земских народных школах

В период модернизации образовательной системы в России оформилось общественно-педагогическое движение, деятельность которого была ориентирована на демократизацию системы образования в стране. Для этих целей, представители движения поддерживали идею развития народной школы, характеризующуюся применением новых методов и приемов обучения, новаторским содержанием.

Учебные программы народных школ разрабатывались на базе следующих принципов:

  1. Принцип наглядности. Ориентирован на развитие навыков наблюдательности, мыслительных процессов и речевого аппарата. Посредством наблюдения за реальными объектами и событиями, учащийся может усвоить минимум знаний о природе и социальной среде;
  2. Принцип доступности. Программы обучения должны быть просты для восприятия и усвоения учащимися;
  3. Принцип научности. Обучение должно носить научный характер т.е. опираться на педагогические научные теории и концепции;
  4. Принцип сознательности и активности в обучении. Обучение должно помогать развитию активности учащихся, формированию их осознанного желания и стремления к познанию.

В процессе обучения были применены новые для того времени методы, включающие метод анализ и синтеза при усвоении грамоты, метод объяснительного чтения, позволяющий развить мыслительные навыки, рассказы, беседы педагогов, проведение устных, письменных упражнений, выполнение графических заданий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot