Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформа системы народного образования при Александре II

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Внутренняя политики России во второй половине XIX в. / Реформа системы народного образования при Александре II
Реформа системы народного образования при Александре II

Народные училища

Замечание 1

Реформа народного образования входит в число Великих реформ Александра II. В $1864$ г. по «Положению о начальных училищах» начальное образование стало бессословным и доступным всем. Помимо государственных школ существовали земские, церковно-приходские, частные.

«Положение» стало поощрять открытие частных школ организациями или отдельными лицами. Земские школы существовали, пожалуй, на самых тяжелых условиях – силами земских учреждений на энтузиазме. В то же время, им удавалось охватить и отдаленные уголки Европейской территории России, однако не стоит думать, что крестьяне стремились к учебе, чаще обстояло наоборот, родители выказывали недовольство тем, что детей отрывают от работы на земле и помощи семье в хозяйстве.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Начальные училища содержали в программе арифметику, грамматику, церковное пение и Закон Божий. Контроль за училищами такого типа осуществляли губернские и уездные училищные советы, включающие представителей земства. Затем появились инспектора народных училищ, постепенно училищные советы отстранялись от дел, и в $1874$ г. им остались только хозяйственные вопросы, а учебная часть перешла полностью Министерству народного просвещения.

Гимназии

Появился специальный устав учебных заведений, который разделил средние учебные заведения на $2$ типа – классические гимназии и реальные училища. Классические гимназии давали традиционное образование с изучением классических языков, в целом, они были гуманитарными. В классических гимназиях могли обучаться дети дворян, чиновников, но не простолюдинов. Также окончание классической гимназии давало возможность продолжать обучение в высшем учебном заведении без предварительных экзаменов. Реальные училища делали упор на естественнонаучный цикл предметов – физику, химию, математику, геометрию. В таких училищах обучались в основном дети средних слоев общества, но могли быть и из низших слоев. После окончания реального училища студент мог поступить в высшее техническое образовательное учреждение, так, в это время как раз появились Московское высшее техническое училище, Петербургский технологический институт и др.

Отделение реальных училищ от классических гимназий – идея Толстого Д.А., министра просвещения, и издателя «Московских ведомостей» Каткова М.Н.

Замечание 2

В целом, они стремились к ограничению доступа к образованию простого населения. В результате, в связи с дороговизной обучения, сложностью и длительностью учебного процесса отсеивались «лишние» элементы. Росло число гимназистов, бросивших обучение.

Пересмотр гимназического устава $1864$ г. вызвал недовольство в обществе не только из-за очевидного отрицания права на образование всех сословий, но и из-за учебной программы классических гимназий. Образованная часть общества была недовольна упором на древние языки в ущерб наукам естественно-научного цикла, знание которых являлось требованием времени. В целом, реформа Толстого $1871$ г. стала первой контрреформой, пересматривать ее власти отказались.

В $1896$ г. появились в качестве отдельного типа обучений коммерческие училища, на открытии которых настаивали представители крупной буржуазии.

Высшее и женское образование

Поставленные под строгий контроль при императоре Николае I университеты получили, наконец, автономию по Университетскому уставу $1863$ г. В целом, университеты стали самостоятельными, получили самоуправление, выборные должности ректоров, деканов и профессоров. Однако студентам власти не дали, что усилило студенческие беспорядки.

Реформа образования затронула и женский вопрос. Появились не только женские гимназии, но и высшие учебные заведения для женщин.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24