
История церковно-приходских школ России
Внутриполитические события, происходящие в России во второй половине XIX века, стали причиной появления и развития церковно-приходских школ. В России началось время массового народного образования. Святейший Синод в 1836 г. составил «Правила для первоначального обучения поселенских, включая раскольничьих детей», где прописывалось, как должно осуществляться обучение приходским духовенством.
Рисунок 1. Церковно-приходские школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1837 г. поступили первые отчеты об открытии 100 школ в стране. Число их увеличивалось, но после 1853 г. пошло на убыль, а затем школы прекратили свое существование.
Такие школы священнослужители содержали на средства от прихода. Числоприходских школ в середине XIX века сокращалось, потому что они подчинялись земству и отчитывались перед ними. В этот период количество приходских школ сократилось в 5 раз и не превышало 4 тыс. по всей стране.
В 60-е годы XIX века начальное народное образование осуществляли земские школы и министерские школы народного просвещения. Однако бедным слоям населения они были недоступны. Говоря об этих школах, А.П. Чехов писал, что они совсем не соответствуют потребностям и духу русского человека.
Возрождение церковно-приходских школ было связано с новыми событиями, происходящими в стране. В социально-экономической жизни страны после отмены крепостного права произошли огромные изменения, положение крестьянства резко отличалось после принятия реформы.
В стране начался подъем крестьянского движения. Причинами социальных проблем в этот период стали:
- недовольство крестьян и политические волнения либерально настроенных революционных масс;
- развитие промышленности, требовавшее квалифицированных кадров;
- безграмотный народ ударился в сектантство.
Проведенные либеральные реформы, принесшие огромный ущерб, правительство окончательно поняло. Возникшие проблемы необходимо было разрешить.
Отправной точкой решения проблем стало Особое совещание 1879 г. Его задача заключалась в решении вопроса борьбы с растущими революционными настроениями, для чего нужна была просветительская идея, которая выражалась в образовательном и духовном просвещении народа. Акцент в этом вопросе был сделан на существовавшие в тот период земские школы.
Таким образом, церковная школа стала основой религиозно-нравственного воспитания на государственном уровне. «Правила о церковно-приходских школах» регламентировали их основную деятельность на территории всей Российской империи.
Развитие церковно-приходских школ было сопряжено с множеством трудностей. С одной стороны, имела место заинтересованность государства в начальном массовом образовании, а с другой стороны, отсутствовало его финансирование со стороны государства, которое возлагало это бремя на духовенство, меценатов, на земство.
Страна пребывала в тяжелом финансовом положении, не было средств на проведение новой образовательной реформы. Необходимо было найти путь сокращения затрат, потому основные финансовые расходы легли на плечи духовенства. В лице священнослужителей государство предполагало создать бесплатные учительские кадры, а дополнительные ресурсы для этого получать от средств прихода.
Таких приходов в стране насчитывалось 40 тыс., и империи не надо было тратить деньги на строительство новых школ. Церковно-приходские школы открывались в церковных домах или в каких-либо бесплатных помещениях, существовавших при приходах. Это был беспроигрышный вариант, поскольку 75% населения империи исповедовало православие.
Источники финансирования церковно-приходских школ были прописаны в Правилах 1884 г. Государственная поддержка тоже была, но незначительна. На все школы России за период с 1884 по 1886 гг. было выделено 55 тыс. рублей, т. е. на каждую школу приходилось от 6 до 13 рублей. Скудное финансирование земских школ приводило к тому, что в некоторых уездах земство снимало с себя обязательство по их содержанию.
Второй важной проблемой была нехватка учительских кадров. Очень часто воспитанники духовных семинарий в принудительном порядке становились учителями этих школ. С 90-х годов XIX века в качестве учителей стали привлекать воспитанниц женских епархиальных училищ.
Церковно-приходские школы к концу XIX века становятся народными образовательными учреждениями. К 1986 г. государственное финансирование школ увеличилось более чем в 60 раз и составило более 1,5 млн. рублей.
В последующее время цифра продолжала увеличиваться вплоть до начала русско-японской войны. Война с Японией, внутриполитический кризис, революционные восстания привели к тому, что доходы государства резко сократились, и количество церковно-приходских школ стало уменьшаться.
С приходом новой власти в 1917 г. церковно-приходские школы прекратили свое существование. В 1918 г. Совет Народных Комисаров РСФСР издал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Народные училища
По уставу 1874 г. земские школы – это начальные народные училища, находящиеся на содержании земств.
И церковно-приходские школы и народные училища свою деятельность направляли на воспитание и просвещение неграмотного населения империи.
Школы имели общие учебные программы, куда были включены Закон Божий, письмо, арифметика, чтение. Дети учились с 9 до 12 лет 6 дней в неделю. В церковно-приходских школах присутствие учеников на воскресной службе было обязательным. Дети демонстрировали родителям-прихожанам навыки церковного пения знания священной истории, полученные в школе.
Учителя в основном были духовными лицами, а в земских школах преподавали разные категории граждан – это могли быть отставные офицеры, разорившиеся дворяне.
Законоучителя в обеих школах находились на особом положении. Это были лица исключительно духовного сана, преподававшие Закон Божий. Данное требование перестало действовать уже в 90-е годы XIX века.
Земские и церковно-приходские школы в 60-70-е годы столкнулись с острой нехваткой преподавательских кадров. Решение проблемы возлагалось на учительские семинарии.
Будущих учителей земской школы готовили земские учительские семинарии с более широкими программами, в которых на первый план выдвигалось образование будущих учителей и учительниц, а не изучение методики преподавания предмета.
Знания и эрудиция учителя имели большое значение, поэтому в программу Петербургской семинарии были введены Закон Божий, русский язык и русская литература, алгебра, арифметика, история, география, геометрия, естествоведение, анатомия и физиология, гигиена, физика, педагогика, история педагогики, методика русского языка, чистописание, музыка, рисование, ручной труд, гимнастика.
Если в правительственных семинариях учебно-воспитательная работа строилась по шаблону, то программа земских семинарий подвергалась общественному влиянию в лице земских собраний.
Образовательно-воспитательные вопросы при публичных обсуждениях оказывали плодотворное влияние на педагогический персонал, стимулируя на развитие.
Подготовка в семинариях шла по программе, которая предусматривала изучение греческого, латинского, французского, немецкого языков, церковной истории, алгебры и геометрии, географии, археологии, Священного Писания, Ветхого и Нового Завета, истории, философии, физики, богословии, герменевтики, гомилетики.
Существовали не только мужские, но и женские земские, например, Казанская. Самарская.
Роль и значение в истории Российской империи церковно-приходских школ и народных училищ, огромно. Несмотря на все проблемы, они внесли свой большой вклад в образование российского народа и стали хорошим материалом для изучения и анализа социального развития общества.
