Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Зарубежные исследователи детского художественного творчества

Теории развития детского изобразительного искусства

Проблема развития детского художественного искусства рассматривалась многими западными и отечественными учеными. Первые теории развития детского творчества предполагали процесс обучения ребенка по методам обучения взрослых. Позднее, была признана нецелесообразность данных методик и теории стали пересматриваться и развиваться.

В развитии теорий новой направленности можно выделить несколько периодов:

  • 1 этап. 20-е годы 20-го столетия. Это период признания свободы детского творчества. Первые идеи о неприкосновенности и праве на самовыражение в художественном искусстве ребенка были выдвинуты австрийским педагогом Ф. Чижеком. Его взгляды получили дальнейшее развитие и выразились в разработке педагогических программ художественного обучения, базирующихся на идеи предоставления ребенку свободы, отсутствии рамок в художественном выражении своих идей, педагогического невмешательства и устранение учебных направлений в организации художественного искусства т.е. искусство перестало быть процессом обучения, а стало способом саморазвития и самовыражения. Детское творчество связывалось с психологией личности. В этом направлении разрабатывались различные теории, отражающие взаимосвязь рисунка и особенностей его отображения с этапом речевого развития ребенка, мышления, степени развитости воображения. Рисунок стал рассматриваться в качестве способа отображения ребенка окружающего мира таким, каким он его видит.
  • 2 этап. 30-е – 50-е годы 20-го столетия. В этот период теории детского творчества развиваются в философско-психологическом направлении. Ученые из Великобритании, Франции и других стран Европы рассматривают творчество ребенка с позиции его особенностей психологического развития и в качестве основы раскрытия художественной потенции ребенка.
  • 3 этап. 60-е годы 20-го столетия. Это период характеризуется возвращениям к истокам теоретических взглядов на развитие детского творчества. Происходит развитие идей практицизма, когда в ребенке воспитывается не художественный деятель, а просто потребитель художественных ценностей, имеющий пассивную роль в развитии искусства. Художественные ценности рассматриваются, как культурное достояние нации, но не признается стремления развивать в каждом ребенке художественное начало.
  • 4 этап. Современный период развития общества. Художественное творчество рассматривается, как основа умственного развития ребенка, раскрытия всех сторон его личности. Обучение и воспитание ориентировано на раскрытие творческого потенциала ребенка. Посредством творческой деятельности, художественного искусства дети производят передачу своих впечатлений, выражают свои эмоции и отношение к окружающей действительности. Наглядное выражение увиденного или прочитанного позволяет закрепить и углубить знания ребенка, развивает его мыслительный процесс, активизирует работу воображения и памяти. Художественное творчество, сегодня, многими учеными рассматривается в качестве средства терапии. Оно позволяет воздействовать на течение многих нарушений в функционировании нервных процессов. Так, в логопедии, психологии, коррекционной педагогике активно используется метод Арт-терапии. Он позволяет ребенку поверить в себя, в свои силы, самовыразиться.

Начальное инструментальное рисование Гальяра

Основы обучения детей рисованию посредством специальных инструментов были заложены в теории Гальяра. Он был профессором школы искусств в Тулузе. В основу овладения техникой рисования им положено восприятие всех объектов окружающего мира с геометрической точки зрения. Гальяр считал, что прежде чем начать преподавать азы рисования, необходимо обучить ребенка воспринимать объекты, как совокупности геометрических фигур. Это упрощает овладение техникой рисования и восприятие реальности объектов.

Обучение рисованию проходило в два основных этапа:

  1. Простейшая техника рисования. Здесь дети обучались рисованию самых простых плоских геометрических фигур.
  2. Техника рисования на глаз. Производилось обучение выполнению зарисовок с натуры. Линии и предметы рисовались в разнообразных положениях, геометрические фигуры воспринимались и отображались в перспективе.

Обучение детей технике рисования по методике Либерти Тэдда

В начале 20-го столетия происходит формирование новых идей по развитию детского изобразительного искусства. Ученые занимаются разработкой методик и техник обучения рисованию.

«Зарубежные исследователи детского художественного творчества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Новый путь художественного воспитания ребенка был предложен американским педагогом Тэддом Либерти. Он возглавлял художественную школу в Филадельфии. Его идеи касались развития практических умений и правильной постановке движений руки, от которых зависит эффективность развития художественных навыков.

Развитие навыков рисования, по мнению Тэдда Либерти должно реализовываться через:

  1. Развитие ловкости рук;
  2. Формирование двигательной активности кистей и пальцев рук;
  3. Развитие мелкой моторики;
  4. Рассмотрение всех объектов окружающего мира не с геометрической точки зрения, а с точки зрения их чувственного восприятия и проявления любви к природе и ее объектам.

Чтобы правильно передать изображение, отобразить его реальные формы и особенности необходимо овладеть техникой рисования. Она развивает не только художественные навыки, но и помогает развить активность рук, их функциональное выражение для овладения разнообразными направлениями деятельности. таким образом, художественное творчество помогает разностороннему развитию ребенка.

Замечание 1

Кроме того, методика обучения рисованию Тэдда является привлекательной для ребенка. Она включает в себя игровые элементы. Детям предоставляется возможность повторения движений рук в игровой форме.

Дата последнего обновления статьи: 13.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot