Теории развития детского изобразительного искусства
Проблема развития детского художественного искусства рассматривалась многими западными и отечественными учеными. Первые теории развития детского творчества предполагали процесс обучения ребенка по методам обучения взрослых. Позднее, была признана нецелесообразность данных методик и теории стали пересматриваться и развиваться.
В развитии теорий новой направленности можно выделить несколько периодов:
- 1 этап. 20-е годы 20-го столетия. Это период признания свободы детского творчества. Первые идеи о неприкосновенности и праве на самовыражение в художественном искусстве ребенка были выдвинуты австрийским педагогом Ф. Чижеком. Его взгляды получили дальнейшее развитие и выразились в разработке педагогических программ художественного обучения, базирующихся на идеи предоставления ребенку свободы, отсутствии рамок в художественном выражении своих идей, педагогического невмешательства и устранение учебных направлений в организации художественного искусства т.е. искусство перестало быть процессом обучения, а стало способом саморазвития и самовыражения. Детское творчество связывалось с психологией личности. В этом направлении разрабатывались различные теории, отражающие взаимосвязь рисунка и особенностей его отображения с этапом речевого развития ребенка, мышления, степени развитости воображения. Рисунок стал рассматриваться в качестве способа отображения ребенка окружающего мира таким, каким он его видит.
- 2 этап. 30-е – 50-е годы 20-го столетия. В этот период теории детского творчества развиваются в философско-психологическом направлении. Ученые из Великобритании, Франции и других стран Европы рассматривают творчество ребенка с позиции его особенностей психологического развития и в качестве основы раскрытия художественной потенции ребенка.
- 3 этап. 60-е годы 20-го столетия. Это период характеризуется возвращениям к истокам теоретических взглядов на развитие детского творчества. Происходит развитие идей практицизма, когда в ребенке воспитывается не художественный деятель, а просто потребитель художественных ценностей, имеющий пассивную роль в развитии искусства. Художественные ценности рассматриваются, как культурное достояние нации, но не признается стремления развивать в каждом ребенке художественное начало.
- 4 этап. Современный период развития общества. Художественное творчество рассматривается, как основа умственного развития ребенка, раскрытия всех сторон его личности. Обучение и воспитание ориентировано на раскрытие творческого потенциала ребенка. Посредством творческой деятельности, художественного искусства дети производят передачу своих впечатлений, выражают свои эмоции и отношение к окружающей действительности. Наглядное выражение увиденного или прочитанного позволяет закрепить и углубить знания ребенка, развивает его мыслительный процесс, активизирует работу воображения и памяти. Художественное творчество, сегодня, многими учеными рассматривается в качестве средства терапии. Оно позволяет воздействовать на течение многих нарушений в функционировании нервных процессов. Так, в логопедии, психологии, коррекционной педагогике активно используется метод Арт-терапии. Он позволяет ребенку поверить в себя, в свои силы, самовыразиться.
Начальное инструментальное рисование Гальяра
Основы обучения детей рисованию посредством специальных инструментов были заложены в теории Гальяра. Он был профессором школы искусств в Тулузе. В основу овладения техникой рисования им положено восприятие всех объектов окружающего мира с геометрической точки зрения. Гальяр считал, что прежде чем начать преподавать азы рисования, необходимо обучить ребенка воспринимать объекты, как совокупности геометрических фигур. Это упрощает овладение техникой рисования и восприятие реальности объектов.
Обучение рисованию проходило в два основных этапа:
- Простейшая техника рисования. Здесь дети обучались рисованию самых простых плоских геометрических фигур.
- Техника рисования на глаз. Производилось обучение выполнению зарисовок с натуры. Линии и предметы рисовались в разнообразных положениях, геометрические фигуры воспринимались и отображались в перспективе.
Обучение детей технике рисования по методике Либерти Тэдда
В начале 20-го столетия происходит формирование новых идей по развитию детского изобразительного искусства. Ученые занимаются разработкой методик и техник обучения рисованию.
Новый путь художественного воспитания ребенка был предложен американским педагогом Тэддом Либерти. Он возглавлял художественную школу в Филадельфии. Его идеи касались развития практических умений и правильной постановке движений руки, от которых зависит эффективность развития художественных навыков.
Развитие навыков рисования, по мнению Тэдда Либерти должно реализовываться через:
- Развитие ловкости рук;
- Формирование двигательной активности кистей и пальцев рук;
- Развитие мелкой моторики;
- Рассмотрение всех объектов окружающего мира не с геометрической точки зрения, а с точки зрения их чувственного восприятия и проявления любви к природе и ее объектам.
Чтобы правильно передать изображение, отобразить его реальные формы и особенности необходимо овладеть техникой рисования. Она развивает не только художественные навыки, но и помогает развить активность рук, их функциональное выражение для овладения разнообразными направлениями деятельности. таким образом, художественное творчество помогает разностороннему развитию ребенка.
Кроме того, методика обучения рисованию Тэдда является привлекательной для ребенка. Она включает в себя игровые элементы. Детям предоставляется возможность повторения движений рук в игровой форме.