Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста в организации учебно-исследовательской деятельности

Понятие самооценки у детей младшего школьного возраста

Определение 1

Самооценка – это собственное суждение человека о наличии, слабости или отсутствии у него конкретных свойств и качеств, их сравнение с определенным эталоном (образцом).

Наличие у ребенка адекватной самооценки необходимо для того, чтобы установить нормальные взаимоотношения с окружающими людьми. Самооценка, как и иные качества, формируется у ребенка под организованным и целенаправленным воздействием взрослых (воспитателя, учителя, родителей и т.д.).

Самооценка ребенка младшего школьного возраста представляет собой систему, которая характеризуется следующими показателями:

  • целеоринтированность – совокупность компонентов, которые направлены на достижение общеустановленной цели по формированию адекватной самооценки ребенка;
  • коммуникативность – процесс взаимодействия ребенка с внешней средой и иными системами;
  • преемственность – связь между прошлым, настоящим и будущим в элементах формирования самооценки ребенка младшего школьного возраста, отражается посредством смены ее форм;
  • управляемость – осуществление управления развитием самооценки не только со стороны педагога (взрослого), но и со стороны самого ребенка (самоуправление).

Процесс формирования и развития самооценки у ребенка младшего школьного возраста находится в тесной взаимосвязи с психической стороной жизни. В связи с чем, основными средствами самооценки являются: самоанализ, самонаблюдение, сравнение и самоотчет.

В настоящее время проблема развития самооценки у детей младшего школьного возраста, является одной из основных проблем становления и развития личности ребенка. Это связано с тем, что именно самооценка является тем компонентом, который оказывает большое влияние на осознание ребенком самого себя и собственного «Я», а также собственных умственных и физических способностей, своего поведения.

Факторы, влияющие на развитие самооценки у детей младшего школьного возраста

Замечание 1

На процесс формирования самооценки у детей младшего школьного возраста оказывают влияние объективные и субъективные факторы.

Объективные факторы развития самооценки у детей младшего школьного возраста:

«Развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста в организации учебно-исследовательской деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Макросоциальные факторы – культура, экономика, политика, идеология, социальные и духовные условия жизни ребенка, исторический период существования, доминирующие семейные и общественные ценности.
  2. Микросоциальные факторы – атмосфера в детском коллективе, характер оценочной деятельности и процесса обучения, профессиональное мастерство педагога.

К субъективным факторам развития самооценки у детей младшего школьного возраста относятся:

  1. Психологические факторы – интеллект, нравственность, самокритичность, способности и чувство собственной значимости.
  2. Физические факторы – пол, внешность, здоровье, возраст.
  3. Личный жизненный опыт.

Самооценка ребенка младшего школьного возраста является элементом его самосознания, что позволяет выявить в ее структуре ряд следующих компонентов:

  1. Когнитивный компонент самооценки – это совокупность убеждений о самом себе, которые могут необоснованными и обоснованными. Показателями когнитивного компонента являются: широта и разнообразие самооценочных суждений, мера реалистичности, форма выражения суждения о самом себе.
  2. Эмоциональный компонент самооценки – это эмоциональное отношение ребенка к совокупности оценочных характеристик самого себя, напряженность и сила которого во многом зависит от значимости личностного оценивания.

Функциями самооценки детей младшего школьного возраста являются:

  • Регуляторная функция – направлена на осуществление личностного выбора и решения вытекающих из него задач.
  • Защитная функция – направлена на обеспечение определенной стабильности и независимости личности.
  • Развивающая функция – осуществляет определенный толчок, который служит для постоянного саморазвития.
  • Эмоциональная функция – позволяет ребенку чувствовать удовлетворение от себя, как от личности, обладающей совокупностью характеристик.

Уровни развития самооценки у детей младшего школьного возраста в учебно-исследовательской деятельности

Определение 2

Уровни развития самооценки – это преемственно связанные между собой и последовательно восходящие ступени ее генезиса.

Каждая последующая генетическая ступень развития самооценки ребенка младшего школьного возраста отличается от предыдущей ступени, более высоким уровнем характеристик. Такая многоступенчатая модель обуславливает сложный процесс развития самооценки ребенка.

В рамках учебно-познавательной деятельности, организуемой в начальной школе, приято выделять следующие уровни развития самооценки у детей младшего школьного возраста:

  1. Процессуально-ситуативный уровень – ребенок учится устанавливать взаимосвязь между совершаемыми поступками, собственным поведением и качествами личности. На этом уровне ребенок оценивает свое «Я» путем анализа собственной деятельности.
  2. Качественно-ситуативный уровень – характеризуется тем, что ребенок устанавливает прямые связи между совершенными поступками и личностными характеристиками. То есть, ребенок начинает осознавать, что он совершает определенное действие в том случае, если у него есть для этого определенные качества и не совершает, в случае их отсутствия или недоразвития.
  3. Качественно-консервативный уровень – характеризуется развитием формальных, прямолинейных связей между совершаемыми поступками и личностными качествами. Ребенок учится абстрагироваться от собственной личности с целью осуществления оценки своего поступка или деятельности.
  4. Качественно-динамический уровень – характеризуется осознанием связи между поступками и качествами личности. Ребенок способен дать оценку собственным действиям вполне осознанно и адекватно. Это способствует развитию у него таких навыков как самооценка и самовоспитание.

Таким образом, учебная деятельность младших школьников является ведущей и выступает основным фактором, обеспечивающим психолого-педагогические условия формирования самооценки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot