Сущность и задачи педагогической деятельности
Профессия - это тип трудовой деятельности, который предполагает наличие и задействование некоторого количества знаний и навыков, приобретаемых индивидом в процессе специальной подготовки и опыта работы.
Педагог – это лицо, которое ведет преподавательскую и воспитательную деятельность.
Возникновение педагогической профессии было обусловлено необходимостью передать общественный опыт подрастающему поколению. Общество не смогло бы достичь современного уровня развития, если бы у подрастающего поколения не было возможности творчески осваивать накопленный опыт. Суть педагогической профессии заключена в деятельности, осуществляемой ее представителями, то есть педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность является особым видом социальной деятельности, которая направлена на передачу накопленных человечеством культуры и опыта, подрастающему поколению, а также создание условий для личностного их развития и подготовки к выполнению в обществе определенных ролей.
Педагогическую деятельность могут осуществлять не только учителя, но и родители, СМИ, общественные организации и руководители предприятий. В качестве специфической деятельности, педагогическая деятельность может быть осуществлена только в специализированных учебных заведениях.
Цель педагогической деятельности напрямую связана с реализацией воспитательной цели. Она разрабатывается и формируется в качестве отражения тенденций социального развития, что предъявляет сумму требований к современному человеку, учитывая его духовные и природные возможности. В ней заключаются интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, с одной стороны, и потребности и стремления отдельной личности, с другой стороны.
Реализация целей педагогической деятельности напрямую зависит от решения такого рода социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды или организация деятельности учеников, создание воспитательного коллектива, развитие личностной индивидуальности.
Основная функциональная единица, посредством которой может проявиться весь спектр свойств педагогической деятельности, - это педагогическое действие как единение содержания и цели. Понятие о педагогическом действии выражает те общие черты, которые присущи любой форме педагогической деятельности – урокам, экскурсиям, индивидуальным беседам и пр., но не сводится ни к одной из этих составляющих. Вместе с этим педагогическое действие – то особенное, что выражает и обобщенное и богатство отдельного.
Смысл педагогической профессии может проявиться в деятельности, осуществляемой ее представителями и которую называют педагогической. Эта деятельность является особым видом социальной активности, которая направлена на передачу от старшего поколения младшему накопленной человечеством культуры и опыта, формирование условий личностного развития детей и подготовку их к выполнению некоторого набора социальных ролей в обществе.
Если педагогическая деятельность осуществляется учителем, то она является профессиональной, а если какими-либо другими организациями, тогда это общепедагогическая деятельность, которую в том или ином количестве осуществляет каждый человек относительно самого себя, занимаясь самовоспитанием и самообразованием.
Педагогическая деятельность в качестве профессиональной, реализуется преимущественно в специальных образовательных учреждениях, к их числу относятся:
- дошкольные заведения;
- школы;
- профессионально-технические училища;
- средне-специальные и высшие учебные заведения;
- учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Чтобы проникнуть в сущность педагогической деятельности, следует обратиться к анализу ее строения, которое включает в себя цели, мотивы, действия (операции) и результат.
Системообразующая характеристика любой деятельности, включая педагогическую, - это ее цель.
Цель педагогической деятельности
Цель педагогической деятельности зависит от реализации целей воспитания, которые и в современном мире рассматриваются в качестве идущего из глубин веков общечеловеческого идеала гармонично развивающейся личности. Эта общая стратегическая цель может быть достигнута решением конкретных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цели педагогической деятельности – это историческое явление. Цель разрабатывается и формируется в качестве отражения тенденций социального развития, совокупности требований к современному человеку, учитывая его духовные и природные возможности, интересов и ожиданий разного рода социальных и этнических групп, а также потребностей и стремлений отдельной личности.
Цель педагогической деятельности является динамическим явлением. Логика развития целей такова, что они возникают в качестве отражения объективных тенденций общественного развития и приводят содержание, форму и методы педагогической деятельности в соответствие с общественными запросами. Они формируют развернутую программу поэтапного продвижения к главной цели – развитие личности в гармонии с собой и окружением.
Основная функциональная единица, посредством которой осуществляется весь спектр свойств педагогической деятельности – педагогическое действие в качестве единства целей и содержания.
В понятии о педагогическом воздействии отражаются те общие черты, которые характерны для всех форм педагогической деятельности – урок, экскурсия, индивидуальная беседа и т.д., однако не является одной из них.
Обращение к формам материализации педагогического воздействия дает возможность продемонстрировать логику педагогической деятельности.