Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Юмор в педагогике

Юмор в учебном процессе

Определение 1

Юмор – это способность воспринимать явления окружающей жизни с комической точки зрения.

Развитие чувства юмора у человека является следствием наличия способности выявления противоречивости процессов и явлений окружающей среды.

Замечание 1

Юмор в педагогике –это особое средство организации учебного процесса, дающее стимулы к интеллектуальному развитию ребенка, активизирующее его творческий потенциал и прививающее навыки положительного видения картины мира.

Юмор имеет важное воспитательное и развивающее значение. Поэтому его применение в педагогике очень значимо и необходимо. Если педагог обладает чувством юмора и способен его применять на практике, то он может стать серьезным дидактическим средством обучения и воспитания.

Применение юмора на учебном занятии может быть реализовано в виде шуток, поговорок, пословиц, веселых рассказов, шутливых песен. Это снимает психологическое напряжение учащихся, расслабляет их, мотивирует к учебной деятельности. юмор создает доброжелательную атмосферу и комфортную психологическую среду на учебном занятии.

Педагогический юмор является не только важным средством воспитания и обучения, но и средством, которое может привести к отрицательным последствиям при его неверном использовании.

Можно выделить ряд требований к применению юмора в педагогике:

  1. Нельзя высмеивать личность учащегося. Можно посмеяться над какой-то чертой характера, совершенной ошибкой, фразой.
  2. Нельзя подвергать высмеиванию те направления деятельности и ситуации, которые учащиеся не способен изменить или скорректировать. К примеру, это могут быть какие особенности развития, физические недостатки, социальное положение семьи, оригинальная фамилия/имя.
  3. Над собственными шутками педагогу нельзя смеяться первым. Это может вызвать обратную реакцию учащихся.
  4. Шутка должна сопровождаться улыбкой, для устранения у учащихся стеснения в реализации ответной реакции и стимуляции восприятия юмора у тех учащихся, которые не наделены остроумием от природы.
  5. Шутка должна носить высококультурный характер: исключается плоскостной юмор, грубость, кривляние, гримасы.
  6. Недопустимо высмеивать случайности, ошибки непроизвольного характера, неловкость.
  7. Юмор, используемый для воспитательных целей, должен быть облачен в дружественную форму: легкая критика, упрек.
«Юмор в педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Функциональная роль юмора в педагогике

Как педагогическое средство организации образовательного процесса, юмор выполняет ряд важных функций:

  • Эмоциональная функция. Использование юмора в учебном процессе способствует облегчению протекания социальной адаптации учащихся, устраняет их проблемы с коммуникацией, помогает в снятии психологического напряжения, преодолении сложных и проблемных моментов в обучении. Юмор помогает педагогу в создании атмосферы доброжелательности на учебном занятии. Педагог может легко управлять коллективом, организовывать коллективную деятельность, реализовывать творческий процесс. Юмор позволяет педагогу создать эффект само поддержки, если у него возникают сложности с учащимися, и создать эмоциональную поддержку для учащихся. Использование ситуаций юмора, шуток на учебном занятии способствует снятию напряжения, дисгармонии и улучшает настроение учащихся;
  • Информационная функция. Юмор выступает средством передачи информации от педагога к учащимся. Кроме того, посредством юмора можно передать свое отношение к данному вопросу или проблеме исследования, как бы косвенно выразить свою точку зрения. Посредством юмора можно реализовать и индивидуальную направленность обучения, используя юмор, как средство передачи теоретической научной информации для отдельной категории учащихся;
  • Стимулирующая функция. Юмор развивает у учащихся стремление к познанию. Если занятие проходит в дружественной обстановке, педагог использует шутки, сарказм для выражения своего мнения, то учащимся становится интересно и они хотят продолжения и повторения такого занятия. Юмор способствует позитивному, рациональному и целесообразному решению педагогических проблем;
  • Координирующая функция. Посредством юмора можно построить систему коммуникативных связей и социального взаимодействия между педагогом и учащимися, между учащимися, а также кадровым составом учебного учреждения. Этого удается достичь за счет построения эмоциональных связей, дружеских отношений, посредством применения юмора. Он позволяет предотвращать конфликты, обращая их в шуточную форму, разрешать противоречия в сфере образования нестандартными способами.

Основные юмористические приемы в педагогике

В педагогическом процессе использование юмора может быть реализовано посредством:

  1. Намеков – указаний педагогов на какие-то сторонние факты из окружающей действительности, выраженные в шуточной форме, возможно, высмеянные, которые напоминают реально сложившуюся ситуацию в коллективе, с конкретным учащимся или коллективом учащихся;
  2. Ироничной формы высказывания. Педагог произносит свое замечание в искаженной форме. Происходит, как бы, косвенное замечание, выговор, который делается в мягкой дружелюбной форме, с сохранением его смыслового значения;
  3. Каламбура – способа двустороннего истолкования произошедшего события или рассматриваемого процесса, объекта. Это реализуется посредством игры слов, нестандартного выражения мыслей;
  4. Парадокса – специального изменения формулировки фразы, которая представляется в нестандартном, неожиданном свете и ракурсе;
  5. Гротеска – отражения реальных параметров объекта или события в целенаправленно преувеличенном или преуменьшенном формате. Он относится к методам воспитательного воздействия на учащегося, реализуемого в юмористической форме за счет изменения реальных характеристик случившегося.
Замечание 2

Эффективность использования данных приемов, во многом, зависит от личностных качеств самого педагога, его мимики, жестов, наличия природного чувства юмора, артистических качеств, позитивного отношения к жизни и образовательному процессу.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot