Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Определение 1

Взаимодействие (в педагогике) – это сотрудничество между субъектами образовательного процесса, осуществляемое не только во время педагогического процесса, но и за его пределами, и направленное на воспитание и развитие личности ребенка.

Необходимость взаимодействия

Значимость организации взаимодействия между родителями и сотрудниками образовательной организации заключается в объединении их усилий в реализуемом воспитательно-образовательном процессе. А также для того, чтобы применяемые методы воспитания и обучения сотрудников образовательного учреждения и родителей были одной направленности и не противоречили друг другу.

В настоящее время правильная и полноценная организация взаимодействия сотрудников образовательного учреждения с родителями учащихся (воспитанников), является одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогическим коллективом каждой образовательной организации. Для организации эффективного взаимодействия с родителями, педагоги стремятся вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, сделать их своими помощниками.

Основными формами взаимодействия являются родительские собрания, консультации, беседы, встречи и т.п.

Определение 2

Цель взаимодействия родителей с сотрудниками образовательного учреждения – объединение усилий и выработка единых методов и средств воспитания, обучения и развития ребенка.

Основные задачи взаимодействия заключаются в следующем:

  1. Повышение педагогической культуры у родителей.
  2. Приобщение родителей к жизни образовательного учреждения, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс.
  3. Осуществление совместного поиска наиболее эффективных методов, средств, форм, приемов и технологий воспитания и обучения детей.

Компетенции, необходимые педагогу для организации взаимодействия с родителями

Для того, чтобы педагог мог организовать действительно эффективное и продуктивное взаимодействие с родителями, он должен обладать рядом профессиональных компетенций.

Основные компетенции, необходимые педагогу для организации эффективного взаимодействия с родителями:

«Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Наличие практического опыта в области:

    • планирования работы с родителями;
    • владение навыками наблюдения за детьми (фиксация полученных данных);
    • постановка четкой цели и задач, которые необходимо решить в процессе взаимодействия с родителями;
    • наличие навыков эффективного взаимодействия с другими сотрудниками образовательного учреждения и администрацией;
  2. Наличие профессиональных умений, которые заключаются в следующем:

    • умение формировать представление об особенностях в воспитания в семье, на основании данных полученных в ходе наблюдения за детьми, анкетирования родителей, в процессе общения с ними;
    • на основании имеющихся данных формулировать цели и задачи по взаимодействию с каждой конкретной семьей;
    • умение организовывать разнообразные формы работы с родителями, по вопросам воспитания и развития ребенка;
    • осуществлять анализ процесса взаимодействия с родителями.
  3. Владение следующими профессиональными знаниями:

    • знание основных документов, регламентирующих права ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
    • особенности процесса адаптации и социализации детей в обществе;
    • основы планирования, организации и реализации взаимодействия с родителями;
    • знания об особенностях и функциях современной семьи;
    • знания о методах и приемах оказания необходимой консультационной педагогической помощи семье по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
    • должностные обязанности педагогического работника;
    • знания об основных методах, средства, приемах и формах взаимодействия сотрудников образовательного учреждения с родителями.

Индивидуальная работа с родителями как одна из форм взаимодействия

Замечание 1

Индивидуальная работа с родителями может быть осуществлена в форме консультации, беседы или личного посещения педагогом семьи ребенка на дому.

Проведение индивидуальной работы может быть основано на:

  1. Возникновение проблем в общении ребенка с другими детьми и педагогами.
  2. По результатам проведенного наблюдения (выявлены проблемы в поведении, общении и т.д.).
  3. По инициативе самих родителей или ребенка, связанной с ситуацией в семье, для разрешения ряда вопросов воспитания и т.д.

Одной из наиболее популярной и часто используемой формой, являются индивидуальные консультации.

Индивидуальная консультация – проводится между педагогом и родителем, по вопросам воспитания, обучения и развития детей, с целью установления более близкого контакта с семьей ребенка, разрешения проблемных ситуаций.

Индивидуальная консультация может быть заранее запланирована, а может проходить спонтанно. Поэтому для ее проведения педагог должен обладать необходимыми профессиональными навыками и компетенциями, уметь быстро ориентироваться и отвечать четко и доступно на вопросы родителей.

На запланированную индивидуальную консультацию, при необходимости, могут быть приглашены специалисты, которые дадут родителям дополнительные консультации по интересующим их вопросам. В некоторых случаях присутствие специалистов бывает просто необходимо. Особенно это актуально в тех случаях, когда ребенок имеет реальные проблемы в развитии или обучении.

Проведение каждой консультации, вне зависимости от того, была она запланированной или проведена спонтанно, должна подвергаться тщательному анализу со стороны педагогу. Это поможет не только тщательнее разобраться в проблеме и помочь родителям, но и будет способствовать повышению собственной профессиональной компетенции, пополнении своих знаний.

Все проведенные индивидуальные консультации должны фиксироваться в специальном дневнике, где педагог описывает цель, рассматриваемую проблему, принятое решение. Данные записи необходимы для того, чтобы отследить динамику изменений в семье и у ребенка. Кроме того, анализ записей в дневнике поможет педагогу выделить наиболее актуальные проблемы, которые возникают у родителей и на их основании разработать памятки для родителей, оформить стенд с важной информацией и т.д. Тем самым осуществляется объединение усилий сотрудников образовательного учреждения и родителей, что является основной целью их взаимодействия.

Дата последнего обновления статьи: 18.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot