Цели и задачи взаимодействия семьи и детского сада
Взаимодействие в педагогике – это процесс, подразумевающий участие двух действующих сторон.
Основная цель взаимодействия семьи и детского сада – это осуществление профессиональной помощи семье в вопросах воспитания, развития и обучения.
Достижение основной цели взаимодействия не подразумевает полную замену функций семьи, а предполагает их дополнение.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
- Формирование у сотрудников детского сада уважительного отношения к детям и родителям.
- Использование наиболее оптимальных методов и средств для изучения особенностей семейной микросреды каждого воспитанника и её влияние на развитие его личности.
- Направленность взаимодействия с родителями на повышение у них общей семейной культуры и психолого-педагогической компетенции по вопросам воспитания и развития детей.
- Оказание сотрудниками детского сада необходимой консультативной и практической помощи родителям посредством трансляции основных теоретических знаний о развитии психическом и физическом развитии ребенка, формирование у родителей необходимых навыков по работе с детьми.
- Использование в организации взаимодействия с родителями разнообразных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуального подхода к каждой семье.
Принципы взаимодействия родителей и сотрудников детского сада
В настоящее время процесс организованного взаимодействия с родителями и сотрудниками детского сада осуществляется на основании ряда принципов:
- Принцип открытости. Открытость детского сада перед родителями воспитанников, предоставление им возможности увидеть, где и как воспитывается их ребенок.
- Принцип сотрудничества. Сотрудничество между сотрудниками детского сада и родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
- Принцип активной развивающей среды. Создание в детском саду активной развивающей среды, которая способствует обеспечению единых подходов к развитию ребенка в детском коллективе и семье.
- Принцип ранней диагностики проблем. Осуществление ранней диагностики детей, с целью выявления наиболее частых и общих проблем в их развитии, обучении и воспитании.
Для того, чтобы организованное взаимодействие было эффективным и продуктивным, необходимо соблюдать ряд условий:
- Изучение семьи ребенка с обязательным учетом возраста родителей, уровнем их образования, общего культурного уровня семьи, личностных особенностей, ведущих взглядов и принципов воспитания, взаимоотношений между членами семьи и т.д.
- Открытость сотрудников детского сада семье.
- Ориентированность сотрудников детского сада на продуктивную работу с детьми и родителями.
Процесс взаимодействия родителей и сотрудников детского сада организуется, придерживаясь ряда обязательных этапов:
- Разработка формы и содержания работы с родителями - включает в себя предварительный опрос, анкетирование родителей, предпочтения в развитии детей и т.д.
- Установление между родителями и сотрудниками детского сада доброжелательных взаимоотношений, основанных на взаимном уважении и доверии.
- Формирование у родителей максимально полного представления о собственном ребенке, понимания того, что его поведение в семье и детском коллективе отличается.
- Знакомство сотрудников детского сада с возможными проблемами и трудностями в семье (социальные, бытовые, материальные и т.д.).
- Совместно исследование личности ребенка и формирование общего представления о нем – осуществляется планирование содержания работы и выбор форм сотрудничества.
Основные формы взаимодействия семьи и детского сада
К основным формам взаимодействия родителей и сотрудников образовательного учреждения относят:
- Уголок родителей – содержит необходимую информацию о распорядке дня, режиме работы детского сада, расписание занятий, список педагогов, уставную документацию (Устав, распоряжения, приказы), полезные статьи и справочные материалы, перечень ближайших мероприятий, список кружков и т.д. То есть уголок родителей представлен необходимой информацией, которая поможет родителям сформировать необходимое представление о специфике деятельности образовательного учреждения.
- Выставки детских работ - демонстрируют родителям наиболее важные разделы образовательной программы и достижения детей по её усвоению.
- Информационные листы – содержат необходимую информацию о ближайших мероприятиях (экскурсии, олимпиады, встречи, соревнования и т.д.), просьбы о помощи или благодарности (учащимся, родителям, педагогам).
- Памятки родителям – представлены в виде буклетов или листовок, которые содержат небольшое описание (инструкцию) конкретной проблемы или актуального вопроса и путей их разрешения. Так же могут содержать информацию по профилактике или предупреждению опасностей, встречающихся на па пути детей (памятка о правилах перехода проезжей части, профилактика курения, алкоголизма и наркомании и т.д.).
- Родительские газеты – оформляются самими родителями, чаще всего приурочены к определенному празднику, содержат информацию семье (традиции, опыт закаливания и т.д.) Позволяют педагогу ближе познакомиться с семьей.
- Презентации образовательного учреждения – могут быть представлены с использованием средств мультимедиа и демонстрироваться на различных мероприятиях, а могут с использование печати в виде фотографий, которые размещаются в холле образовательного учреждения и позволяют наглядно познакомиться с его деятельность.
- Родительские собрания – организованное ознакомление родителей с целями и задачами образовательного учреждения, разбор наиболее актуальных текущих проблем и т.д.
- Консультации и семинары для родителей – направлены на повышение педагогической грамотности среди родителей и индивидуальном решении проблемных вопросов.
- Педагогические беседы с родителями – оказать родителям своевременную помощь в решении текущих вопросов или проблем, связанных с воспитанием детей.
- Посещение семьи – знакомство с семьей, условиями проживания ребенка, установление контакта с родителями.