Структура и содержание подготовки будущих учителей в педагогических вузах
В настоящее время структура и содержание подготовки будущих педагогов в системе высшего педагогического образования определяется требованиями общества, уровнем развития педагогической и смежных с ней наук, особенностями педагогической и профессии.
Современная образовательная стратегия, выработанная Министерством образования РФ, определяет педагогическое образование как разновидность гуманитарного. Это объясняется тем, что педагогическое образование направлено на подготовку специалиста, способного эффективно транслировать культуру на основании гуманистической профессиональной позиции, посредством полученных в ходе обучения умений проектирования и моделирования различных видов деятельности.
Содержание основных требований к специалисту в области педагогического профиля, представлено сферой специфического образования в области гуманитарных знаний. К данным требованиям относятся:
- Знание об основных закономерностях общества, окружающей природной среды и мышления.
- Знания о человеке как об индивидуальной личности.
- Владение способами освоения педагогической действительности.
- Владение навыками использования современных систем поиска, обработки и использования информации.
- Владение управленческими навыками в сфере педагогической деятельности.
В соответствии с законодательством РФ в области образования был разработан Государственный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО), являющийся в настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим структуру и содержание высшего педагогического образования и направленным на обеспечение качества образования на всей территории государства.
Квалификационная характеристика выпускника педагогического вуза
С введением ГОС ВПО были установлены конкретные требования к уровню подготовки абитуриентов, которые определили, что поступление в педагогический ВУЗ возможно только на основании среднего (полного) общего образования. Наличие необходимо образование подтверждается документально. Помимо этого в ВУЗ принимаются абитуриенты имеющие среднее профессиональное или начальное профессиональное образование, срок обучения может быть ниже, чем при поступлении после школы, если абитуриент поступает по тому же профилю, что обучался и в среднем профессиональном учебном заведении.
Квалификационная характеристика выпускника педагогического ВУЗа, предусматривает у него обязательное наличие следующих знаний по полученной специальности (профессии):
- Знания нормативно-правовой основы, регулирующей вопросы образования и педагогической деятельности в общем.
- Знания общетеоретических дисциплин в объеме, установленном Стандартом образования и необходимые для решения профессиональных задач.
- Знания специальных дисциплин в установленном объеме (педагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигиена и т.п.).
- Знание методики воспитания и преподавания учебных дисциплин, предусмотренных школьной программой.
- Знание различных программ и учебников по выбранному направлению подготовки (дошкольное, начальное школьное, предметное и т.д.).
- Требования, предъявляемые к оснащению и оборудованию учебных классов (детских дошкольных групп), подсобных помещений и т.д.
- Знания дидактических возможностей средств воспитания и обучения.
- Современные и актуальные направления и перспективы развития педагогики как науки, смежных с ней наук и системы образования в целом.
- Правовую и научную организацию педагогического труда.
- Технику безопасности, правила и нормы охраны труда, правила противопожарной защиты.
Требования к профессиональной подготовленности специалиста педагогического вуза
ГОС ВПО содержит требования к профессиональной подготовке специалиста, согласно которым он должен иметь следующие знания и умения:
- Уметь решать различные педагогические задачи в соответствии с педагогической квалификацией.
- Организовывать педагогический процесс в соответствии с поставленной целью и задачами воспитания и обучения, а также в соответствии уровнем развития учащихся и спецификой преподаваемой учебной дисциплиной.
- Осуществление стимулирования учащихся на учебную и внеурочную деятельность, с учетом их индивидуального развития и возрастных потребностей.
- Уметь осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности, с целью ее совершенствования.
- Владеть умениями выполнения методической работы в рамках учебного заведения.
- Владеть навыками педагогического общения и взаимодействия с иными участниками педагогического процесса.
Особое место в структуре педагогической подготовки, осуществляемой в вузах, занимает общая педагогическая подготовка, основной целью которой является формирование личности учителя, обладающего не только знаниями педагогической теории, но и практическими навыками в области образования и воспитания. Общая педагогическая подготовка закладывает основу для дальнейшего непрерывного образования учителей. Большинство исследователей в области педагогического образования в системе общепедагогических знаний включают следующие подразделения:
- фундаментальные методологические знания (знание методологии педагогической науки, теория образования, воспитания, проблемы педагогического менеджмента);
- теоретические и практические знания отдельных аспектов обучения и образование, передовой педагогический опыт в образовании и управлении учебным заведением, образовательным процессом и т.д.;
- методологическое знание форм организации, методов и приемов обучения и воспитания.
Таким образом, под содержанием общепедагогической подготовки учителя подразумевается система педагогических знаний, практических навыков и умений, необходимых для осуществления профессиональных функций учителя.