Школы Междуречья
Между реками Тигр и Евфрат в государствах Шумер, Аккад, Вавилоне и Ассирии вместе с развитием науки, успешно развивались школы. Их появление характеризовалось потребностью в грамотных людях, которых называли «писцы», социальный статус которых был очень высок. С целью подготовки писцов в Междуречье организовывались школы, которые носили название «дома табличек» («эддуба»).
Название школы получили от используемых в то время глиняных табличек с клинописью. Глиняные таблички сменили деревянные с нанесённым на них тонким слоем воска, на которые наносились письменные знаки.
Плата за обучение в «домах табличек» зависела от авторитетности учителя. Основной целью обучения был выпуск писцов. Позднее эддубы стали центрами культуры и просвещения.
Обучение в «домах табличек» организовывалось учителем, который изготавливал новые таблички-модели, учениками эти таблички заучивались, переписывались. Таким образом, обучение осуществлялось посредством многократных упражнений.
Кроме заучивания и переписывания табличек, использовались упражнения под диктовку, разъяснение трудных в написании слов, диалоги-споры.
Обучение отличалось сложностью и трудоёмкостью. Сначала детей обучали чтению, письму, счёту. Затем ученики заучивали поучительные истории, сказки, легенды, приобретали практические умения и навыки по расчётам строительства сооружений, составляли торговые, правовые документы.
В школах изучалось два языка (шумерский и аккадский), изучалась грамматика, математика и астрономия.
В Вавилонском царстве в обучении детей значительную роль играли дворцовые и храмовые школы, которые работали в культовом здании – зиккурате, где было выделено множество помещений для обучения, в том числе библиотека и комнаты для организации занятий писцов. Кроме того, действовали частные учебные заведения.
В школы Древнего Египта принимали как мальчиков, так и девочек, так как равноправие в семьях обеспечивало одинаковое внимание воспитанию детей разного пола.
В качестве основных особенностей обучения и воспитания детей в Древнем Египте выделим:
- обучение слушанию учителя и послушанию;
- наличие физических наказаний;
- опора на авторитет отца;
- заучивание моральных наставлений;
- обучение профессии (жреца, ремесленника, музыканта военного и т.д.), в соответствии с чем подбиралось содержание и средства обучения.
Воспитание и обучение детей в Древней Индии
Обучение и воспитание в Древней Индии организовывалось в соответствии с кастами. Высшими кастами считались брахваны (жрецы), кштарии (воины) и вайшьи (ремесленники, торговцы, крестьяне-общинники). К низшей касте относились шудра (слуги, рабы, наёмные рабочие).
Обучение и воспитание строилось на формировании нравственных, физических и умственных качеств, характерных для определённой касты. К примеру, у брахманов необходимым считалось наличие праведности и чистоты помыслов, у кштариев – наличие мужества и смелости, у вайшьи – трудолюбия и терпения, у шудры – покорности и безропотности.
Основной целью воспитания детей являлось физическое, происходило обучение закаливанию, управлению своим телом, целями умственного воспитания было формирование ясности ума и разумности поведения, целью духовного воспитания было развитие способности к осуществлению самопознания.
Образцы воспитания черпались из сказаний о Кришне, в частности в «Бхагавата-пуране» представлены особенности семейно-общественного воспитания.
Систематическое обучение в семье не было предусмотрено. Оно начиналось для детей первых трёх каст после посвящения во взрослые («упанаяма»). Не прошедшие посвящения были презираемы обществом.
Обучение строилось по типу семейного, ученик принимался в качестве члена семьи и кроме обучения грамоте осваивал навыки поведения в семье.
Обряд посвящения во взрослые проходил также в соответствии с кастами: брахваны проходили данный обряд в 8 лет, кштарии – в 11, вайшья – в 12 лет.
Наиболее полным обучение было у брахманов – они пересказывали веды, учились чтению и письму. Дети кштариев и вайшья учились по сокращённым программам, основным было получение навыков в соответствии с кастой.
Обучение длилось на протяжении 8 лет, а затем могло быть продолжено в занятиях с учителем (ещё 3-4 года).
С возникновением буддизма несколько меняется обучение и воспитание детей. Происходит смена письма с идеографического на алфавитное, начальное обучение происходило в религиозных школах «вед» или светских учебных заведениях.
В буддийских монастырях организовывались школы для повышенного уровня образования; изучались философия, математика, медицина.