Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Требования к компетенции учителя

Понятие о мобильности

Социокультурная модель образования характерная для современного образования, пришла на смену знаниевой парадигме. Данная модель образования подразумевает особый подход к обучению и воспитанию школьников, что повлекло за собой изменение требований к профессии учителя, введения требования о мобильности кадров.

Определение

Под мобильностью понимается это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Мобильность с точки зрения педагогической деятельности включает в себя культурную, профессиональную, педагогическую мобильности.

Характеристика видов мобильности представлена в таблице 1.

Таблица 1. Виды мобильности педагога и их характеристика

Виды мобильности педагога и их характеристика

В структуру профессиональной мобильности входит педагогическая культура и профессиональная компетентность учителя.

Профессиональная компетенция

Изучение профессиональной компетенции учителя потребовало разграничения понятий «компетентность» и «компетенция», так как данные понятия не синонимичны.

Под компетенцией понимается круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлён, круг чьих-либо полномочий, прав.

Под компетентностью понимается обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.

Компетентность, в отличие от компетенции, представлена интегративной характеристикой, которая способствует отражению реального овладения универсальными умениями, приобретению соответствующего опыта и развитию необходимых для данной деятельности способностей.

Компетентный педагог обладает следующими компетентностями:

  • Когнитивная (данная компетентность может быть представлена профессионально-педагогической эрудицией).
  • Психологическая (представлена эмоциональной культурой и педагогической зоркостью).
  • Коммуникативная (представлена культурой общения и педагогическим тактом).
  • Риторическая (представляется профессиональной культурой речи).
  • Профессионально-техническая (представлена используемыми в практической деятельности технологиями и методиками).
  • Профессионально-информационная (осуществление мониторинга и диагностики).

Педагогическая деятельность учителя может быть представлена четырьмя умениями (табл.2.).

Таблица 2. Умения учителя при организации обучения и воспитания

Умения учителя при организации обучения и воспитания

В структуре профессиональной компетентности учителя могут быть выделены умения, конкретизирующие умения, отражённые в таблице. Представим структуру профессиональной компетентности учителя на схеме (рис. 1.).

Структура профессиональной компетентности учителя

Рис. 1. Структура профессиональной компетентности учителя

Определение

Итак, с позиции современного образования, компетентный учитель - это профессионал, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Профессиональная компетентность – максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигнуть качественных результатов в педагогической деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 23.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot