Понятие о мобильности
Социокультурная модель образования характерная для современного образования, пришла на смену знаниевой парадигме. Данная модель образования подразумевает особый подход к обучению и воспитанию школьников, что повлекло за собой изменение требований к профессии учителя, введения требования о мобильности кадров.
Под мобильностью понимается это интегративное качество личности, характеризующее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной или профессиональной среде. Мобильность с точки зрения педагогической деятельности включает в себя культурную, профессиональную, педагогическую мобильности.
Характеристика видов мобильности представлена в таблице 1.
Таблица 1. Виды мобильности педагога и их характеристика
В структуру профессиональной мобильности входит педагогическая культура и профессиональная компетентность учителя.
Профессиональная компетенция
Изучение профессиональной компетенции учителя потребовало разграничения понятий «компетентность» и «компетенция», так как данные понятия не синонимичны.
Под компетенцией понимается круг вопросов, в которых кто-то хорошо осведомлён, круг чьих-либо полномочий, прав.
Под компетентностью понимается обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо.
Компетентность, в отличие от компетенции, представлена интегративной характеристикой, которая способствует отражению реального овладения универсальными умениями, приобретению соответствующего опыта и развитию необходимых для данной деятельности способностей.
Компетентный педагог обладает следующими компетентностями:
- Когнитивная (данная компетентность может быть представлена профессионально-педагогической эрудицией).
- Психологическая (представлена эмоциональной культурой и педагогической зоркостью).
- Коммуникативная (представлена культурой общения и педагогическим тактом).
- Риторическая (представляется профессиональной культурой речи).
- Профессионально-техническая (представлена используемыми в практической деятельности технологиями и методиками).
- Профессионально-информационная (осуществление мониторинга и диагностики).
Педагогическая деятельность учителя может быть представлена четырьмя умениями (табл.2.).
Таблица 2. Умения учителя при организации обучения и воспитания
В структуре профессиональной компетентности учителя могут быть выделены умения, конкретизирующие умения, отражённые в таблице. Представим структуру профессиональной компетентности учителя на схеме (рис. 1.).
Рис. 1. Структура профессиональной компетентности учителя
Итак, с позиции современного образования, компетентный учитель - это профессионал, имеющий основные психолого-педагогические знания, овладевший профессиональными умениями, способный не только проектировать свою деятельность, но управлять педагогическим процессом, чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса. Профессиональная компетентность – максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигнуть качественных результатов в педагогической деятельности.