Факторы, определяющие специфику педагогической деятельности учителя сельской школы
Современное российское образование характеризуется целым комплексом преобразований, затрагивающих систему обучения и воспитания школьников. Данные преобразования затрагивают и образовательно-воспитательный процесс в сельских школах.
Современная сельская школа представляет собой один из основных факторов обеспечения жизнеспособности, сохранения и развития посёлка, села, деревни. Следуя статье 19 Закона «Об образовании», в городских и сельских условиях должен быть выдержан одинаковый стандарт образования. В силу объективных причин, содержание и организация образовательно-воспитательного процесса в школе имеет свою специфику, именно поэтому важно подробнее осветить вопрос специфики педагогической деятельности сельских учителей.
Анализ условий работы учителя сельской школы позволяет выделить объективные факторы, повышающие эффективность образовательно-воспитательной работы в школе, а также факторы, снижающие её эффективность.
Одним из объективных факторов, способствующих успешности обучения и воспитания школьников в сельской школе, является наличие сельскохозяйственного окружения и близость к природе, что позволяет реализовывать связь обучения с жизнью, школьники имеют возможность на конкретных примерах ознакомиться с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Близость с природой и организация непосредственного общения с ней способствует приобретению сельскими школьниками более полной и осознанной системы естественнонаучных знаний, содействует формированию экологической культуры, воспитывает бережное отношение к окружающему миру. Личные подсобные хозяйства и приусадебные участки, учебно-опытные участки при школе способствуют вовлечению сельских школьников с малых лет в процесс трудовой деятельности, что способствует не только трудовой воспитанности, но и физическому развитию и двигательной активности.
Перечисленные выше объективные факторы определяют специфику сельской школы, но они представляют собой потенциальные возможности обеспечения успешности образовательно-воспитательного процесса сельских школьников. Анализ объективных факторов педагогической деятельности учителя сельской школы позволяет также представить преимущества осуществления педагогической деятельности на селе, которые заключаются в следующем:
- в условиях сельской школы характерны и заметны традиции народного воспитания, тогда как в городских школах народные традиции практически не используются по разным причинам (смешение национальных особенностей, отрыв от исторических корней и т.д.);
- учителя имеют достаточно чёткие представления о школьниках, их семьях, санитарно-бытовых условиях жизни, отношениях в семьях и т.д.;
- близость к традициям, сила общественного мнения и авторитет педагога на селе;
- на селе созданы оптимальные условия для подготовки школьников к жизни в условиях села (близость сельскохозяйственных производств, участие детей в посильном труде в итоге сказывается на степени самостоятельности сельских детей в умении решить хозяйственные и жизненные проблемы).
Малокомплектные сельские школы
В число значимых факторов, влияющих на специфические особенности педагогической деятельности на селе и существенно затрудняющих образовательно-воспитательную работу в сельской школе, относится малочисленность и малокомплектность большинства сельских школ.
Большинство сельских школ не имеет параллельных классов, а количество учащихся в классе может составлять 1-2 ученика. Основное отличие сельских школ от городских – обширность обслуживания территорий, в сельских школах она может достигать многие десятки километров, что вносит требования обеспечения своевременного посещения школьниками учебных и внеучебных занятий (это касается организованного подвоза школьников к школе, а при осуществлении работы интерната – организация условий для жизни школьника, сводящих к минимальным негативные влияния отрыва учащихся от условий семейного воспитания).
Демографические изменения, затронувшие всю страну, существенным образом сказались и на сельских школах – происходит постоянное увеличение численности малокомплектных школ, педагогическая деятельность в этих школах сложна, организация воспитательно-образовательного процесса в таких школах не может быть такой же, как и в городской школе, поэтому учителями сельских школ складывается особая система обучения и воспитания детей, характеризующаяся интеграцией. В начальной школе ученики нескольких классов (двух, иногда и трёх) обучаются в классе-комплекте. В средней и старшей школе обучается по 3-5 человек, иногда школьники вынуждены обучаться в школах других населённых пунктов.
Малое количество учащихся в классах позволяют реализовать индивидуальный подход, но в малочисленных классах может отмечаться повышенная тревожность, разнообразные перегрузки учащихся (психологические, эмоциональные, интеллектуальные). Также отрицательными специфическими особенностями сельской школы можно отнести ограничение деловых и эмоциональных взаимоотношений между учащимися, что ведёт за собой слабое развитие нравственных качеств личности, трудности в формировании организаторских и коммуникативных способностей.
Немалые сложности представляет обеспечение вариативности обучения с применением разноуровневых учебных программ.
Специфические особенности деятельности учителя сельской школы
Специфика работы сельских школ связана не только с численностью школьников, но и обусловлена специфическими особенностями собственно педагогической деятельности учителя.
Для сельских школ характерно наличие учителей, ведущих несколько учебных предметов, часто даже не имея специальной подготовки по некоторым из них. Учителя сельских школ имеют учебную нагрузку, превышающую нормы.
Основными проблемами организации обучения и воспитания в сельской школе являются следующие:
- учащиеся сельской школы живут в особом, близком и родном жизненном пространстве;
- особенности контингента сельских школ;
- загруженность учащихся бытовым трудом;
- низкий уровень социально-психологической помощи и поддержки учащихся в связи с отсутствием в большинстве школ специалистов, социально-психологической службы и большой загруженностью учителей.
Условия организации обучения и воспитания в сельской школе актуализируют проблемы подготовки сельских учителей, так как специфика их работы существенно отличается от организации педагогической деятельности учителей городских школ.
Кроме того, условия сельской школы значительно осложняют повышение квалификации учителями, затрудняют обмен опытом. Отсутствие методических объединений в школе, сложности в поддержании связей с библиотеками и различными методическими службами существенным образом сказываются на повышении роли самообразования учителя сельской школы.
Актуальной проблемой учителей сельских школ является также обеспеченность литературой методического характера, удалённость от библиотек не позволяет учителям знакомиться с инновациями в области образования школьников, сказывается и малая разработанность учебно-методической литературы для малокомплектных школ, в основном исследования касаются организации обучения и воспитания школьников в городских образовательных учреждениях.