В качестве представления структурных компонентов педагогической культуры возможно использование блокового метода, в соответствии с которым в разных видах культуры можно выделить:
- когнитивный блок,
- поведенческий блок,
- институциональный блок.
Более подробно представим каждый из этих блоков.
Когнитивный блок
Данный блок иначе называют познавательным, в него включаются такие составные элементы, как педагогические знания, взгляды, идеи. Осуществление профессиональной и непрофессиональной деятельности педагога ведёт к увеличению их объёма, глубины и характера.
В состав профессиональной педагогической культуры входят глубокие и систематизированные знания в соответствии с каким-либо конкретным разделом науки (к примеру, математика, история, физика, биология и т.д.), данные знания дополняются комплексом специальных знаний по профильным дисциплинам (дидактика, теория воспитания, общая, возрастная и педагогическая психология, методика преподавания конкретного предмета и т.д.).
Кроме специальных знаний, в структуру профессиональной педагогической культуры входит широкий круг знаний, включающий общие знания, без наличия которых у педагога могут возникнуть трудности в создании интереса у детей в образовательно-воспитательном процессе.
Умение заинтересовывать ребёнка в отечественной педагогической классике традиционно относится к профессиональным качествам, необходимым педагогам.
Итак, для высокого уровня профессиональной культуры педагога необходим достаточно высокий уровень общей культуры. Отсутствие определённых педагогических знаний ведёт к невозможности формирования высокого уровня общей личностной культуры. Данный минимум знаний предполагает наличие знаний общих принципов воспитания, определённых правил дидактики, знаний по предметам передаваемых взрослыми (родителями, педагогами) до начала школьного обучения. Таким знания, как правило, характеризуются фрагментарностью, малой глубиной, несистематизированностью, но их наличие является обязательным для каждого человека, так как в своей жизни все люди в той или иной степени выступают педагогами, выполняют роль воспитателей.
Поведенческий блок
Данный блок представлен целым комплексом соответствующих норм, ценностей, обычаев и традиций. Любая культура характеризуется социальной нормативностью. Наличие социальных норм определяются общепринятыми правилами, образцами поведения или действий. Освоение их ведёт к приобщению человека к конкретным видам культуры. Профессиональная культура педагога также характеризуется нормативностью, в ней установлена норма возможных межличностных отношений воспитателей и воспитуемых.
Институциональный блок
Данный блок определяется сочетанием институционализированности и неинституционализированности.
Социальные наследования представляют собой социальный институт, задействующий всех членов общества. Уже в первобытном обществе стали возникать специальные социальные институты, которые способствовали распространению нормативно-ценностной культуры, претворяли их в жизнь общества.
Профессиональная культура педагога обладает институционализированнностью, так как она представляет собой некое достояние разнообразных социальных институтов, работа которых направлена на создание, развитие, пропаганду форм и методов педагогических воздействий. К ним можно отнести работу министерств, ведомств, органов управления образованием, педагогических колледжей, педагогических и инженерно-педагогических ВУЗов, институтов повышения квалификации, соответствующих кафедр, педагогических журналов и издательств, специальных редакций и т.д.
Реализация непосредственной культуры педагога происходит через работу различных учебных заведений (социальные институты).
Педагогическая культура может характеризоваться неинституционализированностью, к примеру, семья или производственный коллектив при организации обыденного общения не представлена социальными институтами, существование и развитие их происходит вне социальных институтов за счёт комплекса традиций, принятых норм и правил.