Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование коммуникативных умений у дошкольников 3-5 лет в условиях группы выходного дня

Определение 1

Коммуникативные умения – это навыки индивида, ориентированные на формирование и поддержание контактов с другими людьми, и умения продуктивно и положительно взаимодействовать с ними, позволяющие ему стать полноценным участником системы межличностного взаимодействия в социальной среде.

Коммуникативные навыки требуют своего развития с раннего возраста. На дошкольном этапе развития они активно формируются в образовательном процессе ДОУ. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, то в целях развития навыков коммуникации, может быть организовано посещение групп выходного дня, в которых ребенок получает определенные знания и навыки и учиться взаимодействовать с другими детьми. Такие группы ориентированы именно на социальное развитие ребенка, решение проблем с социальной коммуникацией у дошкольников, посещающих ДОУ или, воспитывающихся в домашних условиях.

Спецификой работы групп выходного дня является их совместное посещение детьми и родителями с целью повышения педагогической компетентности родителей в области социального и коммуникативного развития ребенка, формирования установки на ведение здорового образа жизни.

Группы выходного дня помогают в решении воспитательных проблем родителей, подготовке дошкольников к школьному обучению, их коммуникативному развитию и создают условия для объединения детей по интересам, формирования детских и родительских сообществ.

Основы организации образовательного процесса в группах выходного дня, направленного на коммуникативное развитие детей

Образовательный процесс в группах выходного дня имеет свои особенности. Они сопряжены с непостоянным пребыванием ребенка в дошкольной организации, его совместным обучением с родителями и, требуемыми условиями организации коммуникативного развития.

Образовательный процесс в группах выходного дня реализуется по двум направлениям деятельности педагога:

  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.
«Формирование коммуникативных умений у дошкольников 3-5 лет в условиях группы выходного дня» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Обеспечение продуктивной работы в части развития коммуникативных навыков воспитанников, требует соблюдения ряда условий образовательной деятельности группы выходного дня. В ее основе лежат следующие положения:

  1. Организация баланса между свободной самостоятельной деятельностью ребенка и совместной деятельностью с родителями.
  2. Организация партнерского взаимодействия между педагогом и детьми, между детьми и родителями, между педагогом и родителями во всех видах деятельности.
  3. Привлечение детей к деятельности и взаимодействию друг с другом на основании свободного мотивированного выбора.
  4. Дифференцированный подход к воспитанникам. Дети делятся на группы по интересам, уровню развития, временным параметрам. Что касается разделения детей с разным уровнем коммуникативного развития, то здесь, напротив, объединяются дети с разным уровнем коммуникативных навыков, чтобы устранить дисбаланс.
  5. Обязательное использование технологий проектной деятельности. Они ориентированы на совместную работу детей, их объединение со взрослыми, формирование навыков сотрудничества и продуктивного взаимодействия для достижения общей цели деятельности.
  6. Свободный выбор детьми видов деятельности и партнеров по общению. Детей учат устанавливать самостоятельные контакты с теми, кто им интересен, с кем возникает желание играть общаться выполнять иные виды деятельности.

Группы выходного дня ориентированы именно на раскрытие каждого ребенка, формирование у него опыта позитивного общения и социального взаимодействия в разных формах. Кроме того, дети учатся взаимодействовать не только со сверстниками, но и со взрослыми (неблизкими) – педагогами, родителями других воспитанников. Это повышает их компетентность в сфере коммуникативного взаимодействия.

Программа утреннего сбора в группах выходного дня как средство сплочения детей

Организация деятельности групп выходного дня опирается на принципы коммуникации. В этой связи, реализуется утренний сбор воспитанников. Данное направление работы является одним из приемов организации личностно-ориентированного взаимодействия.

Утренний сбор реализуется посредством применения разнообразных методов работы. К ним относится:

  • Обмен новостями;
  • Проведение психогимнастики;
  • Проведение пальчиковых игр;
  • Игры со словами;
  • Вариативные приветствия друг друга;
  • Разгадывание загадок и головоломок;
  • Организация кратковременных подвижных игр.

Программа утреннего сбора детей группы выходного дня ориентирована на формирование детского сообщества, эмоциональное воздействие на каждого воспитанника и развитие интереса к посещению данных групп.

В ходе утреннего сбора дети могут обмениваться информацией друг с другом и с взрослыми, делиться личным опытом и впечатлениями, рассказывать о своих переживаниях. Организуемые игры, исключают соревновательный компонент, а потому, учат детей работать сообща, формируют командный дух, способствуют воспитанию потребности работать и действовать в коллективе.

Кроме того, вариативные приветствия, игры, упражнения при встрече активизируют интерес ребенка, формируют принятие детьми активной деятельности, образовательного процесса. Каждый ребенок становится активным участником совместной деятельности, ощущая свою ответственность и необходимость внесения своего вклада в деятельность.

Все это положительно сказывается на социальном развитии ребенка и формировании у него различных коммуникативных навыков. Дети учатся работать в команде, слушать друг друга, обращаться друг к другу, выражать свое мнение, формулировать просьбы о помощи, давать советы, действовать вместе для достижения конкретной цели, обмениваться информацией и делиться своим опытом.

Созданная в ходе утреннего сбора атмосфера доверия и взаимопонимания сохраняется на весь день, давая возможности раскрытия творческого потенциала воспитанников и формируя потребность в реализации сотруднических отношений, совместной партнерской деятельности с другими детьми и взрослыми.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot