Во время обучения в ВУЗе закладывается фундамент будущей карьеры, студент вступает в новые контакты, обретает опыт профессионального взаимодействия. Требования к современному выпускнику педагогического вуза достаточно высоки.
Рис. 1
Все умения делятся на две категории.
Это умение учиться и умение общаться, то есть строить эффективные отношения с людьми.
Умение учиться — важная составляющая категория профессии педагога. Сегодня скорость устаревания знаний выше, чем раньше, поэтому они требуют постоянного обновления. Умение учиться проявляется в умении организовывать свое время, планировать и контролировать свою учебную работу, организовывать поиск необходимой информации, выбирать соответствующие методы, налаживать взаимное сотрудничество. Это еще и способность принимать решения относительно собственного процесса учения и самомотивация.
Учебный процесс в вузе включает теоретические и практические занятия. К теоретическим относятся преимущественно лекционные занятия, к практическим занятиям относятся семинары, практикумы, лабораторные работы и практика учебная или производственная. Нельзя недооценивать значение лекционных занятий и самостоятельно пытаться освоить материал. Преподаватель может правильно подобрать материал и подать его в необходимом контексте.
Обучение в педагогическом вузе дает возможность оказаться сразу внутри педагогического процесса. При этом выступая одновременно в качестве объекта и субъекта педагогической деятельности. Процесс обучения в педагогическом вузе параллельно является моментом педагогической практики. Здесь существует возможность анализировать учебный процесс не просто с точки зрения обычного студента, но и с профессиональных позиций.
Источники самообразования
Важно в процессе обучения расширять количество источников самообразования путем привлечения внешних ресурсов. К внешним ресурсам в данном случае относятся традиционные: книги, периодические издания, средства массовой информации, дистанционное самообразование.
Вторым источником является исследовательская деятельность. В процессе исследования окружающего мира, будущий педагог упорядочивает свои знания и формирует личный педагогический стиль, профессиональное и личностное мировоззрение. В педагогическом вузе существует много возможностей для занятий исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность повышает уровень самообразования и помогает в поиске единомышленников.
Третьим источником систематического самообразования является обучение на разных курсах. Это могут быть курсы стенографии, изучения иностранного языка, курсы ораторского мастерства и так далее.
Дополнительным источником самообразования может стать работа. Во время учебы существует прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, побывать в разных профессиональных ролях. Студенты педагогических вузов могут заниматься репетиторством, работать нянями или вожатыми, делать лингвистические переводы.
Окружающая действительность – пятый источник самообразования, который включает события, происходящие вокруг; людей, с которыми проходит общение, их знания и опыт. Необходимо научиться преобразовывать информацию из окружающего мира в полезную для себя, пропускать ее через профессиональную призму. Такой подход развивает рефлексивные навыки и помогает вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных ситуациях. Особое значение для педагогов имеет навык командной работы. Он включает:
- умение подключать других для помощи в вашей деятельности;
- умение нивелировать конфликты;
- умение планировать свою деятельность;
- умение редактировать работу группы;
- умение обобщать разрозненный материал.
Для будущего педагога очень важен еще один источник самообразования — его увлечения, так называемые «специальные умения».
Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мнению, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрасно. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой. Для чего важно обладать не узкопрофильным, а широким кругозором? В первую очередь для повышения собственного авторитета в глазах будущих воспитанников и коллег. Если вы хорошо поете или любите подводное плавание, или умеете играть в шахматы, или вышиваете крестиком роскошные пейзажи, — этот опыт может пригодиться и вашим ученикам, ведь они, как и вы сами, всегда хотят общаться с интересным человеком, способным научить их чему-то новому помимо школьной программы. Поэтому, как бы ни были вы увлечены достижением профессиональных вершин, не забывайте развиваться и в других направлениях!
Можно сделать вывод, что обучение в педагогическом вузе дает возможность повышения профессиональной компетентности, навыки самодиагностики и коррекции, как профессиональных, так и личностных качеств, ориентацию в образовательном поле и обретение полезных связей.
Профессиональная деятельность молодого педагога
После окончания вуза и получения диплома педагога ожидает профессиональная деятельность. Молодого педагога ожидают новые обязанности. С самого первого дня работы он несет ту же ответственность, что и специалисты со стажем работы. Вход в специфическую школьную среду с особыми обычаями и законами, которые надо будет освоить и принять. Молодому специалисту придется совмещать роль педагога и ученика, прислушиваться к советам более опытных старших коллег.
Профессиональное становление педагога, ведущее к достижению профессионализма и педагогического мастерства – это длительный, непрерывный процесс. Можно сказать, что это путешествие длиною в жизнь. На этом пути можно выделить определенные фазы становления профессионала:
- фаза оптанта – это период профессионального определения,
- фаза адепта – это период освоения выбранной профессии в профессиональном учебном заведении,
- фаза адаптации – это период вхождением в практическую педагогическую деятельность,
- фаза интернала – становление учителя как опытного педагога,
- фаза мастерства подразумевает приобретение педагогом специальных качеств, умений или превращение в универсала,
- фаза авторитета – приобретение авторитета и широкой известности в своем кругу или за его пределами, сопровождается наличием богатого педагогического опыта,
- фаза наставничества – характеризуется наличием единомышленников, последователей, учеников среди коллег и возможностью делиться опытом.
- преобразования целей профессиональной подготовки,
- совершенствования структуры и содержания педагогического образования,
- обновления организационных форм и методов.