Педагогическое образование определяется в качестве процесса и результата педагогической профессии, а также повышения квалификации и переподготовки педагога.
Согласно статье 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вышел в 2012 году, современная система отечественного профессионального образования может быть представлена следующими уровнями:
- среднее профессиональной образование;
- высшее профессиональное образование – бакалавриат;
- высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура;
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
На рисунке 1 представим схему, отражающую систему профессионального образования в России.
Рис. 1. Система профессионального образования в России
Рассмотрим, как это требование реализуется в системе профессионального педагогического образования.
Среднее профессиональное педагогическое образование можно получить в педагогическом колледже или педагогическом техникуме, в данные образовательные учреждения проводится набор абитуриентов на базе полного (среднего) (11 классов), а также на базе основного общего (9 классов) образования. Сроки подготовки на базе основного общего образования увеличиваются на один год (очное обучение) и на полтора года (заочное обучение).
В ходе обучения в педагогическом колледже или педагогическом техникуме можно получить педагогическую специальность среднего профессионального образования по направлениям:
- дошкольное образование;
- преподавание в начальных классах (квалификация «учитель начальных кл ассов»);
- педагогика дополнительного образования (квалификация «педагог дополнительного образования (с указанием области деятельности)»; к областям деятельности педагога дополнительного образования относятся техническое творчество, хореография, изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство, музыкальная, сценическая, социально-педагогическая, туристско-краеведческая, эколого-биологическая, физкультурно-оздоровительная деятельность);
- специальное дошкольное образование (квалификация «воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием»);
- коррекционная педагогика в начальном образовании (квалификация «учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»);
- профессиональное обучение (квалификация «мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)»).
Высшее профессиональное педагогическое образование – бакалавриат. Программы на данном этапе рассчитаны на 3-4-летнее обучение, обучение ведётся по следующим направлениям:
- педагогическое образование;
- профессиональное обучение (по отраслям);
- психолого-педагогическое образование;
- специальное (дефектологическое) образование;
- педагогика и психология девиантного поведения.
Высшее профессиональное педагогическое образование – специалитет, магистратура.
В ходе обучения на специалитете, происходит освоение образовательной программы, успешное освоение которой с последующей защитой выпускной квалификационной работы даёт основание для присвоения профессиональной квалификации в соответствующей педагогической специальности. В настоящее время отечественное образование отказывается от специалитета, что обусловлено интеграцией в мировую систему высшего образования, для которой характерна двухуровневая подготовка: бакалавриат, затем магистратура.
Специфика обучения в магистратуре следующая: акцентируется внимание на самостоятельной работе под руководством прикреплённого педагога – научного руководителя, количество аудиторных часов невелико, но происходит углублённое изучение профессии в одной выбранной теме. Выпускники магистратуры защищают диссертацию, которая отличается от выпускной квалификационной работы большей новизной, глубиной и самостоятельностью полученных результатов. Тема магистерской диссертации выбирается при поступлении в магистратуру, и работа над ней ведётся под руководством научного руководителя в течение всего срока обучения.
Магистерская степень является академической, а не учёной, т.е. она отражает профессиональную, а не научную квалификацию. Её защита происходит том вузе, в котором обучался магистрант.
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Данный уровень реализуется в ходе организации образования в аспирантуре и докторантуре. Осуществляется работа над диссертацией. Главным результатом подготовки специалистов в аспирантуре является успешная защита диссертации на соискание учёно степени кандидата педагогических наук; в докторантуре – доктора педагогических наук.
Работа над диссертацией на соискание учёной степени возможна без обучения в аспирантуре или докторантуре – осуществляется в форме соискательства.
Для докторской диссертации необходимым условием является соответствие хотя бы одному из следующих требований:
- разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение;
- осуществлено решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное или хозяйственное значение;
- изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.
Защита диссертаций на соискание любой учёной степени происходит в специализированном диссертационном совете, а её экспертиза осуществляется учёными-специалистами из разных организаций. При подготовке к защите диссертации на соискание учёной степени автор обязан заранее известить научную общественность о готовящейся защите, представить в диссертационный совет отзывы специалистов. Кроме того, результаты диссертационного исследования должны быть опубликованы в ведущих научных журналах.
Перечисленные выше уровни профессионального педагогического образования дополняются осуществлением педагогического профессионального образования при повышении квалификации и переподготовки (приобретение новых педагогических специальностей) педагогических кадров. Образовательные программы повышения квалификации и переподготовки специалистов реализуются в институтах и академиях повышения квалификации работников образования (ИПКРО, АПКРО), а также на специальных факультетах повышения квалификации и дополнительного образования вузов и научных организаций.
В целом система педагогического образования призвана создавать условия для непрерывного образования педагогов с учётом имеющихся у них образования, квалификации, опыта практической деятельности. Цели многоуровневой структуры педагогического образования — расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.