Понятие профессионализма педагога
Педагогическая деятельность обладает специфическими особенностями: в качестве объекта труда педагога выступает психика других людей, которые являются активными соучастниками педагогического процесса. Труд педагога позволяет решать разнообразные цели и задачи. Главный результат педагогической деятельности определяется качественными изменениями, происходящими в умственной и личностной сфере учащихся; педагогом обеспечивается формирование знаний, умений и навыков, которые соответствуют образовательному стандарту, а также формирование личностных качеств, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности в условиях современного общества.
Профессиональная педагогическая деятельность обладает полифункциональностью, содержит множество видов и направлений деятельности:
- обучающую,
- развивающую,
- воспитательную,
- диагностическую,
- коррекционную,
- консультационную,
- управленческую,
- организационную,
- рефлексивную,
- самообразовательную.
Реализация представленных выше видов и направлений педагогической деятельности выдвигает в качестве важных проблему постоянного совершенствования педагога как профессионала, как личности, определения путей достижения профессионализма, в результате чего достигается профессиональное мастерство, высокий уровень профессионализма.
Под педагогическим профессионализмом понимают интегральную личностную характеристику педагога, включающую освоение различных видов профессиональной деятельности и сочетание профессионально важных качеств, способствующих эффективному решению профессиональных педагогических задач обучения и воспитания людей на разных возрастных этапах.
Основой, определяющей профессионализм и профессиональную компетентность педагога, является педагогическая умелость, характеризующаяся владением педагогическими умениями и навыками, направленными на обеспечение грамотной и педагогически целесообразной организацией педагогического процесса.
Высшей ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое определяется личностными качествами педагога, его профессиональными знаниями и умениями, обеспечивающими высокий уровень профессиональной педагогической деятельности.
Из данного определения могут быть выделены структурные компоненты педагогического мастерства: комплекс личностных качеств, профессиональных знаний, педагогических умений и технологий.
В качестве ведущего компонента, определяющего педагогическое мастерство педагога, может быть назван личностный компонент, представляющий профессионально-педагогическую направленность и индивидуально-психологические особенности.
В литературе представлен комплекс личностных качеств, которые должны присутствовать у педагога-мастера. Таковыми являются: наличие педагогической эрудиции, педагогического целеполагания, педагогического мышления, интуиции, наблюдательности, оптимизма, находчивости, импровизации, предвидения, рефлексии.
Творчество и мастерство педагога
Педагогическое мастерство педагога невозможно отделить от творчества:
- выдвижения новых идей,
- принятия нестандартных решений,
- использования оригинальных методов и технологий,
- конструирования образовательно-воспитательного процесса,
- воплощения замыслов в реальность.
Творчество педагогов отчётливо проявляется в организации образовательно-воспитательного процесса – используемых педагогических техниках и технологиях. На современном этапе развития образования в качестве инновационных используется целый ряд технологий: организация бинарных уроков, внедрение модульного обучения, личностно-ориентированных технологий, информационно-коммуникационных технологий, проектного обучения и др.