Педагогическая практика выступает важнейшим звеном профессиональной подготовки работников сферы образования, направленным на повышение уровня сформированности академических и профессиональных компетенций; необходимым компонентом личностного развития будущего специалиста
Анализ целей педагогической практики
Анализ результативности прохождения студентом педагогической практики начинается с выявления ее целей и задач.
Главной целью педагогической практики выступает развитие академических, профессиональных компетенций, закрепление профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся.
Основные задачи педпрактики могут быть сформулированы следующим образом:
- углубление и закрепление системы теоретических знаний обучающихся;
- формирование мотивации к реализации самообразования, саморазвития, непрерывного профессионального самосовершенствования;
- воспитание и закрепление интереса к реализации педагогической деятельности;
- формирование профессионально значимых личностных качеств;
- изучение практического опыта педагогической деятельности на базисе образовательного учреждения;
- формирование исследовательского, творческого подхода к реализации профессиональной педагогической деятельности.
Анализ выполнения требований к организации педагогической практики
Содержание педагогической практики во многом определяется ее конкретными целями, активным или пассивным характером реализации, местом в структуре профессиональной подготовки, направлением последующей профессиональной деятельности, а также требованиями конкретного вуза.
В любом случае содержание данного компонента профподготовки должно отвечать ряду принципов, включая следующие:
- синтез обучения, воспитания и развития личности в образовательных и социальных процессах;
- реализация личностно-ориентированного подхода, признание личности как наивысшей социальной ценности;
- природосообразность, культуросообразность, этническое своеобразие воспитательных процессов в соответствии с системой общечеловеческих ценностей на основании национальных традиций, обычаев;
- гуманизация межличностных взаимоотношений;
- реализация принципов сотрудничества, создание атмосферы психологического комфорта, доверия, ситуаций успеха, высокая диалогичность взаимодействия субъектов обучения;
- гуманизация образовательно-воспитательного процесса, его направленность на приобщение личности к достижениям мировой культуры, научной, философской, мировоззренческой картинам;
- индивидуализация, дифференциация образовательно-воспитательного процесса, учет возрастных, личностных потребностей интересов при осуществлении целеполагания, отбора содержания, выбора средств, методов, форм, приемов обучения;
- создание оптимальных условий для развития творческих способностей, реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося в процессе повышения эффективности социализации, интеграции личности в общество;
- реализация средового подхода к образованию, учет воспитательных, обучающих возможностей окружающей социально-природной среды;
- оптимизация, рациональность педагогического воздействия.
Анализ результатов прохождения педагогической практики
В результате прохождения педагогической практики у обучающегося формируется ряд профессионально значимых умений и навыков, включая следующие:
- умение формулировки конкретных образовательно-воспитательных задач с учетом индивидуальных, возрастных, психолого-физиологических особенностей обучающихся;
- навыки анализа и планирования образовательно-воспитательных процессов;
- умения выбора адекватных форм, приемов и методов образования, формирование содержательной стороны обучения.
Таким образом, анализ прохождения педагогической практики может иметь различную структуру, учитывать цели, задачи данного компонента профессиональной подготовки, изучение особенностей содержания, принципов ее организации и прохождения, а также результаты, которых удалость достигнуть.