Связь внеурочной деятельности и дополнительного образования
Внеурочная деятельность – это деятельность по обучению, воспитанию и развитию учащихся, реализуемая вне учебного процесса, ориентированная на получение знаний и навыков, не входящих в образовательную программу, осуществляемая для расширения и углубления познавательной сферы учащихся.
Дополнительное образование – это вид образовательной деятельности, направленной на удовлетворение разнородных образовательных потребностей и интересов в интеллектуальном, физическом, духовном, нравственном, творческом развитии личности и, реализуемая в специальных образовательных заведениях, работающих по программам дополнительного образования.
Внеурочная деятельность является важной частью образовательного процесса. Она реализуется в каждом учебном заведении на всех этапах обучения. Она осуществляется в формах, отличающихся от классных занятий, с применением нестандартных подходов, методов и средств обучения. Она связана с расширением знаний учащихся, а также ориентирована на освоение ими основной образовательной программы в полной мере.
Внеурочная деятельность имеет тесную связь с дополнительным образованием. У них можно выделить ряд общих черт, а также ряд отличительных характеристик – различия между ними, также, достаточно серьезные.
Внеурочную деятельность и систему дополнительного образования объединяют следующие аспекты:
- Время осуществления деятельности. Оба вида деятельности осуществляются вне учебных занятий, в свободное от учебного процесса время.
- Формы организации деятельности и ее вариативность. Как и внеурочная, досуговая может быть реализована в формах секций, кружковой работы, спортивных мероприятий, организации клубов по интересам и может иметь художественную, спортивную, оздоровительную, развивающую, познавательную, исследовательскую направленность.
- Связь внеурочной деятельности и дополнительного образования с учебным процессом и социально-культурной работой учебного заведения.
При всем сходстве данных видов деятельности, они имеют кардинальные различия. Они заключаются в следующем:
- Внеурочная деятельность объединяет учащихся одного класса или разных классов, но одного этапа обучения, тогда как в системе дополнительного образования формируются творческие коллективы детей разных возрастов, объединенных общими интересами и целями деятельности.
- Внеурочная деятельность реализуется педагогами школы (как правило классными руководителями), а педагогический процесс в системе дополнительного образования реализуется специальными педагогами дополнительного образования, прошедшими специальную подготовку по конкретному направлению творческого или спортивного обучения детей.
- Свобода выбора форм и видов, направлений внеурочной деятельности ограничена планами педагога, его возможностями и временными ресурсами внеурочных часов, установленных образовательной программой, учебным планом. Что касается системы дополнительного образования, то детям дается возможность выбора форм и видов деятельности, отвечающих их потребностям и интересам. Выбор может быть реализован совместно с родителями.
Сравнительная характеристика внеурочной деятельности и дополнительного образования свидетельствует о необходимость развития обоих сфер деятельности с обеспечением их взаимодействия и в связи с основным образованием.
Следует отметить, что во внеурочной деятельности современных школ присутствует опыт работы учреждений дополнительного образования. Это особенно актуально на начальном этапе школьного обучения, когда учащиеся только адаптируются к новому виду деятельности и социальной среде.
Театрализованная внеурочная деятельность младших школьников
Театрализованная деятельность является актуальной формой реализации внеурочной работы с младшими школьниками. Ее основы взяты из системы дополнительного образования (театральные кружки, актерское мастерство).
Театрализованная деятельность учащихся хорошо тем, что она делает процесс познания, изучения каких-то фактов, освоения навыков веселым и творческим процессом. Она погружает учащихся в мир искусства и формирует у них навыки художественного видения окружающего мира.
Театрализация формирует у учащихся начальных классов потребность к сотворчеству, к созиданию.
Театрализация младших школьников имеет свои особенности организации. Они обусловлены возрастной спецификой развития учащихся, степенью их восприятия творчества и театрального искусства.
Организация театральных постановок во внеурочной деятельности реализуется на основании следующих параметров:
- Определение темы театрализации. Педагогу необходимо выбрать вопрос, который будет освещен в ходе работы, в ходе театральной постановки, каких целей необходимо достичь по ходу ее реализации.
- Составление плана работы. Распределяется структура деятельности, формируется сценарий и выделяются отдельные части постановки.
- Реализации театральной постановки в игровой форме. Для младших школьников актуально проведение театрализации в виде игры.
- Учет социальной значимости мероприятия при его разработке. Театральная постановка может быть ориентирована на организацию какого-то общешкольного мероприятия, проведение праздника, может быть способом привлечения родителей к учебному процессу, а может быть связана с освещением какой-то образовательной или воспитательной проблемы, решением дисциплинарного вопроса, проблем успеваемости и т.д.
- Активное участие каждого школьника в театральной деятельности. К процессу должны быть привлечены все участники. Естественно, что главные роли не удастся дать каждому, но активную работу реализовать вполне реально.
Следует отметит, что для младших школьников актуальна организация в учебном заведении кружковой работы. Она может быть связана с созданием поделок, рисованием, конструированием и иными направлениями деятельности. Это повысит интерес учащихся к учебной деятельности и упростит их адаптацию.