Основы вожатой летней практики
Вожатая практика – это учебная практика, реализуемая для учащихся психолого-педагогических факультетов и ориентированная на применение теоретических знаний, усвоенных по определенному курсу в практической воспитательной деятельности.
Данная практика проводится на первом-втором курсе обучения студентов. Она проходит в течение месяца. Практиканты выполняют функциональные обязанности вожатых в лагерях, отрабатывая свои теоретические знания по педагогике и психологии.
Вожатская практика реализуется в период летних каникул детей. Они отправляются в лагеря, деятельность которых ориентирована на оздоровление организма, воспитание различных сторон личности и организацию рационального и продуктивного досуга учащихся в период отсутствия учебных занятий.
В основе вожатой практике лежит необходимость формирования у студентов компетенций, которые позволяют им выполнять продуктивные виды педагогической деятельности в детских лагерях. Это формирует навыки теоретической и практической деятельности, знакомит с работой вожатого лагеря и формирует представления будущих профессионалов о своей деятельности, о реальном воспитательном процессе с разными возрастными категориями учащихся.
Вожатская практика требует от учащихся следующих знаний, навыков и направлений деятельности, формируемых в ходе ее прохождения:
- Развитие навыков реализации индивидуально-направленного воспитательного и образовательного процесса. Необходим учет возраста, уровня интеллектуального и физического развития, особенностей функционирования психики ребенка при применении методов и средств воспитательного воздействия;
- Получение представлений о многообразии практических способов обучения и воспитания разных возрастных групп и детей, с разными психофизическими особенностями развития;
- Получение знаний об образовательных потребностях учащихся в период летних каникул;
- Проведение практической реализации программного обучения в период летних каникул;
- Формирование навыков организации сотрудничество обучающихся в новых условиях и в новом коллективе;
- Развитие способов поддержания и развития социальной активности и инициативности детей в летнем лагере;
- Развитие творческой направленности педагогической деятельности;
- Формирование навыков методической работы. Студенту предстоит научиться проектировать образовательные и воспитательные программы мероприятия по реализации рационального и активного досуга детей в летнем лагере;
- Формирование навыков планирования и прогнозирования воспитательной и образовательной летней деятельности;
- Повышение собственных навыков коммуникативного взаимодействия и развитие коммуникативных навыков учащихся;
- Формирование умения представлять себя в хорошем свете и завоевывать уважение детей;
- Владение навыками построения образовательного процесса и образовательного досуга в соответствии с правовыми, педагогическими, моральными и этическими нормами.
Рисунок 1. Требования к плану вожатого. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные основы практики определяют ее целевое назначение и содержание деятельности практиканта.
Целевое назначение вожатской практики
Целевым назначением летней вожатской практики является практическая реализация студентами психолого-педагогических факультетов своих теоретических знаний в специальных заведениях, ориентированных на отдых и развитие, проведение активного досуга учащихся, где они решают разнообразные образовательные и воспитательные задачи, учатся строить коммуникативное взаимодействие с учащимися.
Данная практика необходима для подготовки будущего профессионала к реальной педагогической деятельности. Она реализуются в условиях решения реальных учебно-воспитательных проблем и помогает внедрить их в педагогический процесс.
В ходе практики студенты овладевают основами применения научно-методической литературы, использования технических средств в воспитательном процессе, но самое главное, происходит освоение особенностей педагогического процесса в условиях летнего досугового времяпрепровождения учащихся.
Исходя из целевого назначения вожатской практики, она ориентирована решение следующих задач:
- Углубление теоретических знаний в области методов и средств, технологий воспитания и обучения подрастающего поколения.
- Расширение теоретических знаний об особенностях реализации образовательной и воспитательной деятельности в различных условиях ее прохождения.
- Формирование навыков самостоятельной практической педагогической деятельности в области работы с методическим материалом и реальным ведением педагогического процесса.
- Развитие навыков практического использования различных методов и средств реализации учебно-воспитательного процесса, исходя из его специфики и условий прохождения.
- Развитие навыков активизации познавательной заинтересованности детей и формирования их социальной активности.
- Формирование понимания правильности выбранного профессионального пути, посредством пребывания в реальных педагогических условиях.
- Формирование любви к будущей профессии и желания ее заниматься.
- Мотивация студентов к самопознанию и саморазвитию в профессиональной деятельности.
- Формирования заинтересованности в научно-исследовательской деятельности, в изучении различных аспектов педагогики, ее отраслей и методов воспитания.
- Развитие навыков планирования воспитательного процесса в условиях специального учреждения – летнего лагеря.
- Формирование навыков анализа своей деятельности и его представления в отчетной документации.
Решение данных задач представляется студентом в виде отчета по практике. Он включает в себя направления деятельности вожатого, содержание его работы и итоги реализации различных мероприятий по воспитанию и развитию детей, находящихся в летнем лагере в течение определенного временного периода. Как правило, практика охватывает один летний месяц.
В отчете по практике ставятся комментарии руководителя практики и его мнение по поводу успехов деятельности студента и развитых у него компетентностей в ходе прохождения практики вожатого.