Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование первичных представлений о труде взрослых у детей с 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевых игр

Самым эффективным и рациональным средством развития представлений о труде у детей четырех-пятилетнего возраста выступает игра. Особенно актуально применение сюжетно-ролевых игр, поскольку именно они играют важную роль в развитии психических процессов детей и познания ими окружающего мира.

Сюжетно-ролевая игра развивает представления о профессиональной деятельности взрослых. В игровой форме, дети знакомятся с трудовыми функциями людей разных профессий, пытаются выполнить их самостоятельно, посредством различных игрушек и использования иных предметов быта.

Формирование навыков построения взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх

Определение 1

Сюжетно-ролевая игра – это повторение действий, отношений, воспроизведение ситуаций из жизни взрослых либо героев какой-то истории, которые ребенок дополняет воображаемыми событиями.

Все игровые действия носят воображаемый характер. Ребенок использует игрушки и иные предметы, которые он наполняет воображаемыми свойствами. Например, машинка ребенка может фургоном с мороженным, которое продает медвежонок детям.

Сюжетно-ролевые игры детей имеют важное значение для развития ребенка:

• В игре дети учатся формировать коммуникативные взаимоотношения. Чтобы начать игру, детям нужно договориться о ролях, которые они будут выполнять в соответствии с избранным игровым сюжетом. Игра развивает навыки делового общения, ролевого и построения дружеских взаимоотношений; • В игре дети обучаются выполнять различные действия, которые отражают ту или иную роль: врач лечит людей, машинист управляет поездом и т.д.; • Осознание наличия прав и обязанностей у людей определенных профессий; • Ролевые игры помогают отразить ребенку свое восприятие окружающего мира и его объектов. Дети могут играть сцены из семейного быта родителей, отображать профессии людей, действия животных; • Игра помогает ребенку усвоить, что всякая деятельность реализуется по определенным правилам; • В игре происходит развитие эмоциональных впечатлений ребенка. Выбор сюжета игры и распределение ролей отражает эмоциональное восприятие ребенком различных видов деятельности, свидетельствует о предпочтениях детей.

«Формирование первичных представлений о труде взрослых у детей с 4-5 лет в процессе сюжетно-ролевых игр» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В процессе игровой деятельности происходит постепенное усложнение сюжета игры. В 4-5 лет, ребенок может брать на себя более ответственные и содержательные роли и играть в течение длительного временного периода. Это помогает максимально полно развить представления детей о труде взрослых, о функциях, которые выполняют специалисты различных профессий.

В сюжетно-ролевых играх происходит развитие трех типов взаимоотношений:

  1. Межличностные отношения. Они формируются между детьми или между ребенком и взрослым и обуславливают их знакомство и установление контактов до игры, принятие решений начать игру и т.д.
  2. Сюжетно-ролевые отношения, возникающие по поводу выбора сюжета игры и распределения ролей. Дети выполняют действия, отражающие свои представления о персонажах и их функциях.
  3. Организационные отношения. Эти отношения связаны с организацией игрового пространства, выбором игровых атрибутов, проведением контроля действий участников игры.

Методы организации сюжетно-ролевых игр, ориентированных на получение представлений о трудовой деятельности взрослых

Игровые действия ребенка всегда следуют за их наблюдением за деятельностью взрослых. Они стремятся отразить в игре картины реального мира. Поэтому, когда ребенок наблюдает за трудовой деятельностью взрослого человека, хорошо выполнять ее четко, последовательно, показывая прохождение каждого этапа, давая пояснение выполняемым действиям.

Чтобы ребенок стремился обыгрывать сюжеты профессиональной деятельности взрослых, семья должна быть трудолюбивой, а родители рассказывать ребенку о том, что такое труд, о своей работе, ее положительных сторонах, демонстрировать как они любят свою работу и желание ее выполнять.

Сюжетно-ролевая игра и стремление к ним развивается посредством формирования ролевого поведения ребенка. Оно позволяет расширить количество игровых действий пятилетнего ребенка, научить детей адекватно распределять роли, избегая развития конфликтов при этом.

Формирование ролевого поведения достигается путем применения следующих методов:

  1. Организация сюрпризных моментов. Можно придумать приезд гостей, получение письма от сказочного персонажа, какого-то подарка, чтобы развить интерес ребенка к игре.
  2. Использование литературы: сказок, басен, рассказов. Игровой сюжет для детей 4-5 лет лучше брать из сказок. Его нужно предварительно обсудить, чтобы исключить непонимания сюжета и образа героев, разобрать их действия и поступки.
  3. Экскурсионные походы, касающиеся темы игры. Например, поход в магазин, к врачу, в театр.
  4. Наблюдение за тем, как трудятся взрослые из ближайшего окружения ребенка: врачи, повара, рыбоводы, механики и др.
  5. Проведение бесед о профессиях и просмотр иллюстраций об их деятельности.
  6. Дополнение знакомой детям игры новым ролями.
  7. Дополнение игры новыми атрибутами с описанием их функций и вариантов применения.
  8. Составление плана прохождения сюжетно-ролевой игры совместно с детьми.
  9. Задания родителям: поход в зоопарк, посещение их места работы. После чего, дети будут обмениваться впечатлениями друг с другом, рассказывая о трудовой деятельности, которую они видели и своем восприятии.
  10. Использование в игре сюжетов с большим количеством персонажей и демонстрации их взаимодействия, а также многотемных сюжетов, строящихся на комбинации различных событий.

Представления детей о трудовой деятельности взрослых должны постоянно развиваться. Дети должны получить представления о трудовых процессах и их итогах, получить подробную информацию о профессиях людей, с которыми ребенок встречается ежедневно: воспитатель детского сада, почтальон, продавец, водитель и т.д.

Детскую игру необходимо организовывать таким образом, чтобы дети в игре взаимодействовали. Ребенку необходимо изменять свои действия в ходе игры при смене действий его партнеров. Это развивает воображение детей и позволяет получить более обширное представление о трудовой деятельности, осознать значимость и ценность труда.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot