Цели и задачи внеурочной деятельности в воспитательной работе
В настоящее время воспитание – один из важнейших компонентов образования. Связано это с тем, что именно от воспитания зависит подготовка будущего поколения граждан.
Основная цель воспитательной работы – формирование полноценной и разносторонне развитой личности, посредством организации эффективного воспитательного взаимодействия между детьми и взрослыми.
Под полноценной и разносторонней личностью, понимают личность, которая обладает следующими качествами: твердая гражданская позиция, правовое самосознание, духовность, нравственность, инициативность, самостоятельность и т.д.
Воспитательная работа пронизывает все сферы образовательного процесса, в том числе и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность – составная часть педагогического процесса, представляющая собой одну их форм продуктивной организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется преимущественно во время, свободное от учебных занятий, и направлена на удовлетворение потребности детей в организованном досуге, наполненном интересной и познавательной деятельностью.
С переходом на новые образовательные стандарты и внедрением ФГОС осуществляется совершенствование внеурочной деятельности, с целью повышения ее эффективности в области воспитания.
Внеурочная воспитательная работа направлена на создание эффективных условий для культурного, профессионального и социального самоопределения, а также для творческой самореализации личности каждого учащегося и возможности ее последующей интеграции в систему отечественной и мировой культуры.
Каждый вид внеурочной воспитательной работы направлен на обогащение опыта коллективного взаимодействия ребенка в различных видах деятельности. Что дает колоссальный воспитательный эффект в целом.
Основные цели внеурочной воспитательной работы:
- Организация эффективных условий для получения учащимися жизненного опыта, необходимого для последующей успешной социализации.
- Формирование у учащихся представлений об общепринятой в обществе системе ценностей.
- Создание эффективной воспитательной среды, способной обеспечить активизацию интеллектуальных и социальных интересов учащихся.
- Формирование у каждого учащегося гражданской ответственности и правового самосознания.
- Осуществление подготовки учащихся к продуктивной и социально значимой практической деятельности.
Задачи внеурочной воспитательной работы:
- Организация досуговой и общественно-полезной совместной деятельности учащихся и социальных институтов (театр, школа, библиотека и т.д.).
- Организация включения учащихся в разнообразные виды деятельности.
- Формирование у учащихся навыков эффективной коммуникации.
- Воспитание уважительного отношения к своему труду и труду других людей, формирование навыков трудолюбия.
- Воспитание позитивного отношения к фундаментальным общественным ценностям (семья, мир, труд, культура и т.д.).
- Организация благоприятных условий для эффективного внедрения образовательных программ, реализуемых педагогами во внеурочное время.
- Оптимизация и совершенствование системы мониторинга эффективности реализуемой воспитательной работы во всех видах образовательной деятельности.
- Подбор наиболее познавательных и интересных форм организации досуговой деятельности учащихся во внеурочное время.
- Организация эффективной информационной поддержки учеников.
- Осуществление совершенствования материальной и технической базы досуга учащихся.
Принципы и направления внеурочной деятельности в воспитательной работе
Организация внеурочной воспитательной работы осуществляется с опорой на ряд принципов:
- Принцип обязательного включения всех учащихся в активную воспитательно-образовательную деятельность – направлен на то, чтобы каждый ученик был заинтересован принимать участие во внеурочной деятельности, проявлял искреннее желание и активность.
- Принцип наглядности и доступности – подобранные методы и средства работы должны быть доступны для понимания и восприятия учащимися. Довольно часто с этой целью используют различного вида наглядности.
- Принцип связи теории и практики – при подаче теоретического материала, необходимо приводить практические примеры из жизни, в этом случае будет осуществлено усилие воспитательной эффективности реализуемой деятельности.
- Принцип учета особенностей и индивидуальностей учащихся в соответствии с их возрастом – организация воспитательной работы с учетом возможностей и потребностей учащихся.
- Принцип сочетания коллективной и индивидуальной деятельности – организация индивидуальной работы с учетом особенностей учащихся и коллективной работы всех учащихся вместе.
- Принцип последовательности и целенаправленности деятельности – воспитательный процесс должен быть целенаправленный и последовательный, осуществляется по заранее составленной программе (плану).
Основными направлениями внеурочной воспитательной работы являются:
- Спортивно-оздоровительное направление: разнообразные спортивные секции, походы, экскурсии, подвижные игры, спортивные праздники, физкультминутки, спортивные соревнования различного уровня, факультативы и тематические системы.
- Общекультурное направление: экскурсии, творческие студии, проведение тематических дней, выставок, классных часов, участие в конкурсах различного уровня.
- Общеинтеллектуальное направление: конкурсы, экскурсии, олимпиады, предметные недели и уроки, деловые и ролевые игры, научно-исследовательские конференции различного уровня, проектная деятельность.
- Духовно-нравственное направление: встречи с выдающимися жителями микрорайона, города или села, выставки, оформление тематических стенгазет, тематические встречи, беседы и классные часы, конкурсы, фестивали, работа по заранее составленным тематическим Программам, рассчитанным на разные временные промежутки.
- Социальная деятельность: работа на пришкольном участке, в классном уголке, проведение различных акций, субботников.