Структура видов образовательной работы
В настоящее время педагогической практикой разработано достаточное количество видов и форм воспитательной работы.
Виды воспитательной работы – это варианты организации воспитательного процесса, включающего в себя различные композиции воспитательных методов, средств, приемов и технологий.
В ряде литературных источников для обозначения различных видов воспитательной работы в образовательных организациях принято использовать понятие «воспитательное действие». Однако необходимо отметить, что понятия «виды воспитательной работы» и «воспитательное воздействие» не тождественны, так по своему содержанию воспитательное воздействие – это действие, которое подразумевает фрагментарность. В то время как воспитательная работа – это достаточно широкое и объемное понятие, имеющее глубокое содержание и наполнение.
Чаще всего воспитательная работа организуется во внеурочное время в школе, либо в досуговое время в ДОУ. Организуемая педагогом воспитательная работа должна быть содержательная, увлекательна и интересна детям, только в этом случае, она может принести ожидаемые воспитательные результаты.
Воспитательная работа может быть организована в различных видах деятельности педагога и детей, таких как: общественно-значимая, трудовая, научная, исследовательская и т.д.
Воспитательная работа, вне зависимости от тематики и образовательной организации, в рамках которой она реализуется, имеет следующую структуру:
- постановка цели, планирование;
- подготовка и организация;
- непосредственная реализация плана воспитательной работы;
- подведение итогов и анализ полученных результатов.
Наиболее популярными формами воспитательной работы вне зависимости от ее вида являются такие игры как КВН, «Брейн-ринг», «Умники и умницы» и т.д.
Классификация видов воспитательной работы
Виды воспитательной работа принято делить на три категории, в зависимости от основной цели их организации:
- Виды воспитательной работы, направленные на формирование у детей умений и навыков управления и самоуправления в различной деятельности. Используются такие формы как линейки, митинги, классные часы, заседания и т.д.
- Виды воспитательной работы, направленные не воспитание у детей познавательной активности и развитие творческих навыков. Используются следующие формы работы: экскурсии, фестивали, походы, секции, тематические вечера и т.д.
- Виды воспитательной работы, направленные на воспитания норм и правил поведения в обществе, умения устанавливать взаимоотношения с окружающими, формирование эффективных коммуникационных навыков. Реализуется посредством проведения утренников, праздников, различных игр и игровых программ и т.п.
Решение любой воспитательной задачи возможно посредством внедрения в педагогический процесс любой формы воспитательной работы. В том случае, если воспитательная работа педагогически верно продумана и подготовлена, то она способствует не только достижению конкретно поставленной воспитательной цели, но и формированию у детей нравственных и духовных качеств, общепризнанных норм и правил поведения в современном обществе, навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Современная система образования ориентируется на личностно-ориентированное воспитание, то есть воспитание, которое в первую очередь ориентировано на ребенка, его проблемы, потребности, возможности и индивидуальные особенности. В связи с чем, организация воспитательной работы осуществляется в следующих формах:
- Индивидуальная форма – направлена на решение проблем и удовлетворение потребностей конкретного ребенка, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
- Групповые формы – направлена на организацию воспитательного воздействия группы учащихся, с учетом особенностей каждого ученика, предусматривает совместную работу всех участников группы.
- Массовая форма – используется в рамках конкретного образовательного учреждения, воспитательное воздействие, оказывается посредством ряда методов и средств, которые применяются на всех детей одновременно.
Эффективность воспитательной работы будет значительно выше, если педагогом применяется сочетание данных форм. Это связано с тем, что интеллектуальное развитие требует индивидуального подхода, а воспитание ряда личностных качеств возможно только в рамках коллектива, при взаимодействии со сверстниками.
Категории видов воспитательной работы
Вне зависимости от вида воспитательной работы, важными аспектами эффективности педагогической деятельности являются средства и способы работы с детьми.
Исходя из вида воспитательной работы, принято выделять несколько основных категорий воспитательного воздействия на ребенка:
- Словесная категория: митинги, собрания, дебаты, переговоры и иные коммуникационные способы. Данные способы являются одними из наиболее эффективных, так как позволяют установить доверительный контакт между ребенком и педагогом, помогают понять проблемы каждого ребенка, его чувства и мысли.
- Наглядная категория: посещение выставок, музеев, вернисажей и других мероприятий данной направленности. Воспитательное воздействие осуществляется через визуализацию ребенком положительных образов и явлений.
- Практическая категория: разнообразная социальная и общественно-полезная деятельность (шефство, дежурство по классу, благотворительность и т.п.). Воспитательное воздействие на ребенка осуществляется через понимание им своей значимости в обществе, осуществляется формирование духовных и нравственных качеств личности.
Таким образом, воспитательная работа имеет несколько видов и форм, каждый из которых несет в себе определенное воспитательное воздействие на ребенка. Комплексное использование методов и форм гарантирует достижения высокого воспитательного результата.