История трудовой колонии им. А. М. Горького и принципы воспитания в ней
Трудовая колония имени А.М. Горького – это учреждение, в котором реализовывалось трудовое воспитание и перевоспитание беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей.
Данная колония просуществовала в период с 1920 по 1928 год. Ее открытие было связано с тем, что в этот период произошли революционные изменения в стране. Гражданская война свирепствовала во всех регионах государства, новое правительство активно репрессировало приверженцев старого строя: дворян, офицеров, духовенство. Поскольку родители воевали или были подвержены репрессиям начала активно складываться проблема детской беспризорности. Беспризорность обрела грандиозные масштабы и требовала принятия мер по ее устранению.
В результате беспризорности, происходило:
- Объединение детей в банды;
- Потеря нравственных принципов и веры в завтрашний день у детей и подростков;
- Развитие преступности и увеличение ее доли среди несовершеннолетних;
- Активизация желания и стремления у молодежи к самоутверждению и самореализации противозаконными методами.
Правительством Советского Союза было принято решение о необходимости заняться перевоспитанием молодежи, исключить заточение несовершеннолетних правонарушителей в тюрьмы. Для этих целей создавались разнообразные воспитательные институты. Одним из них, стала трудовая колония им. А.М. Горького, открытая Макаренко.
Рисунок 1. Колония имени Горького. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Содержание несовершеннолетних правонарушителей в трудовой колонии осуществлялось на основании следующих принципов:
- Терпимость по отношению к колонистам.
- Признание в колонистах людей и человеческое отношение к ним.
- Добровольное содержание в колонии. Колонисты осознавали, что им требуется перевоспитание или, хотя бы крыша над головой и питание. Поэтому, были заинтересованы в выполнении правил, следовании распорядку дня.
- Труд – основа существования в колонии. Кто не работает, то не ест. Шла борьба с ленью, тунеядством. Всех нежелающих работать и выполнять правила изгоняли из колонии.
- Жесткая дисциплина.
- Рациональное ведение колонистами хозяйства.
- Применение сельскохозяйственного труда, включение детей в производственные направления деятельности – столярной, сапожной, слесарной, гончарной и др.
- Обязательное шестилетнее обучение колонистов.
- Культурное развитие колонистов.
- Ориентация на развитие навыков коллективной деятельности и коллективного взаимодействия.
- Стремление к созданию из колонистов крепкого, устойчивого трудоспособного коллектива, который способен в последствии сам стать воспитующей силой.
- Самоуправление. Жизнь и деятельность колонистов основывалась на системе самоуправления. Дети разбивались на отряды, состоящие из представителей разных возрастов.
- Соединение всех видов труда с интеллектуальным, нравственным, физическим, эстетическим воспитанием и развитием колонистов.
Формирование трудоспособного коллектива реализовывалось постепенно. Макаренко и другие педагоги колонии демонстрировали личным примером важность и значимость общественно-полезной трудовой деятельности. педагоги, как и воспитанники, непрерывно трудились на благо общества.
Коллектив учащихся был сформирован путем создания актива учащихся т.е. тех, кто желал и стремился к труду и постепенного подключения к ним более трудных детей и подростков.
Рисунок 2. Концепция А. С. Макаренко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 3. Концепция А. С. Макаренко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Трудовая деятельность лежала в основе работы коллектива. По мнению Макаренко, труд способствовал нравственному оздоровлению воспитанников, развитию у них общей культуры, а также навыков трудовой деятельности, что было актуально в условиях нового государства.
Колония получила свое название потому, что А.М. Горький высоко оценивал деятельность Макаренко и работу колонии, считая ее очень продуктивной. Горький сам верил в человека, в силу его духа. Поэтому, присвоение колонии имени Горького имело для колонистов большое значение. Они верили, что воспитание в ней, ориентировано на создание нового человека, наделенного гуманистическими принципами, самыми красивыми духовными проявлениями, уверенностью в завтрашнем дне, волей и моральными принципами поведения.
В основе воспитания трудовой колонии лежало доверие и уважение к каждому воспитаннику в параллели с высокими требованиями к их трудовому и нравственному развитию. Таким образом, у детей была воспитана готовность к труду, уважительное отношение к любой трудовой деятельности, стремление трудиться не только ради себя, но и на благо всего коллектива и общества.
Труд в колонии был высшей ценностью, он рассматривался как необходимость и первоочередная потребность.
«Метод взрыва» в трудовой колонии
Воспитание в трудовой колонии им. А. М. Горького реализовывалось на основе применения «метода взрыва».
Метод взрыва – это метод быстрого, мгновенного воздействия на человека и его психические процессы.
Взрывное воздействие на воспитанников реализовывалось таким образом, что создавалась конфликтная ситуация, при которой конфликт развивался стремительно и достигал своего предела т.е. не было возможности совершить переворот или продолжить конфликтовать с применением новых методов и приемов, реализовывать противостояние отдельной личности и коллектива или социума. Ситуация приобретала такой характер, что ребром был поставлен вопрос о том, быть или не быть членом конкретного коллектива. При этом, определяющую роль в постановке этого вопроса ставит сам коллектив. Поэтому, реализацию своей методики Макаренко начинал с построения коллектива.
Коллектив создавался по определенным принципам и действовал сообща. Требовалось, чтобы коллектив стремился к саморазвитию и самосовершенствованию, был заинтересован в преобразовании окружающего мира, сохранении моральных принципов действия и изменению всех его членов, которые в него попадают.
В трудовой колонии им. А.М. Горького, Макаренко сформировал фундамент такого коллектива. Он дал первые плоды при переносе колонии в новое место, а затем методика была применена в новой колонии.