Цели и задачи воспитания толерантности в школе
Толерантность является одним из важнейших условий нормального функционирования гражданского общества и выживания всего человечества.
[Определение] Толерантность – это умение человека жить в гармонии с другими людьми, быть терпимым к их вере, национальности, поступкам, мнению и т.д. [/Определение]
Толерантность как социальная норма включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
- Социальная восприимчивость и неподдельный интерес к особенностям других народов (национальностей).
- Признание равенства всех людей на земле, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социального уровня жизни и т.д.
- Полный отказ от доминирования и насилия.
- Готовность принять другого таким, какой он есть.
- Умение выслушивать и слушать другого, доверие людям.
- Способность к эмпатии.
Цель воспитания толерантности в школе: воспитание у учащихся терпимости по отношению к людям другой веры, национальности или других жизненных взглядов, как одного из важнейших качеств современной личности.
Задачи воспитания толерантности в школе:
- Изучение интересов и потребностей детского коллектива, личностных характеристик учащихся для организации эффективной воспитательной работы.
- Развитие у учащихся навыков групповой работы, умения находить компромиссные решения и вести диалог друг с другом, считаться с мнение других.
- Создание оптимальных условий для формирования у учащихся коммуникативных связей.
- Ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями других народов.
В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.
Необходимо отметить, что сейчас дух нетерпимости и неприязни к другой культуре, вероисповеданию, убеждениям, национальности и т.д., продолжает существовать не только в обществе, но и в отдельных социальных институтах (школа, детский сад, институт и т.д.).
Предметом нетерпимости в школе может выступать национальность, религия, внешний вид, социальная и половая принадлежности ребенка, его увлеченности и взгляды. Поэтому основная роль по воспитанию толерантности в школе возлагается на педагогов, которые собственным примером должны показать детям проявление терпимости и уважения к другим людям.
Один из основных вопросов, который стоит перед педагогами современной школы: «как обеспечить эффективный процесс воспитания толерантных качеств личности школьника в рамках образовательной программы?». Данный вопрос наиболее актуален в рамках современного поликультурного общества, которое ждет его решения именно от школы. Это связано с тем, что школа имеет возможность и должна создать необходимые условия для продуктивного межэтнического общения между учащимися, в рамках которого детям будет привито уважение к культуре других народов.
Основные направления работы по воспитанию толерантности в школе
Основные методы воспитания толерантности в школе:
- Воспитывающие ситуации
- Коллективная творческая деятельность
- Активная социальная и трудовая деятельности
- Информационно-развивающая и эмпирическая работа с учащимися (анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.)
Ключевыми направлениями работы по формированию поведенческого навыка и воспитания толерантности являются:
- Аналитико-диагностическая деятельность – установление уровня толерантности у учащихся. Данная работа необходимо для того, чтобы в последующем подобрать наиболее эффективные методы и формы работы с учащимися.
- Познавательная деятельность – проведение различного рода занятий, в рамках которых учащихся знакомят с традициями и обычаями разных народов. В случае, если есть возможность, то приветствуется посещение национальных музеев, выставок, театров, проведение тематических экскурсий и т.д.
- Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на формирование толерантного отношения к окружающим людям – учащихся знакомят с различными способами разрешения конфликтов, посредством проведения диспутов, тренингов и т.д.
- Работа с родителями учащихся – проведение работы в форме классных часов, родительских собраний, конференций, консультаций и т.д., направленных на решение вопросов по воспитанию у детей толерантности, нравственных форм поведения и правовой культуры.
Те мероприятия, в которых принимают участие родителя наиболее эффективны и приносят больший результат. Это связано с тем, что родители для детей имеют авторитет, а их пример важен каждому ребенку. В том случае, если школа и родители объединят свои усилия, то воспитание толерантности будет более эффективно.
Основные формы работы по воспитанию толерантности в школе:
- Игровая и трудовая деятельности. Данные виды деятельности наиболее привлекательны и понятны для учащихся. Совместные игры или выполнение какой-либо работы способствует сплочению детского коллектива, и соответственно, приносят результат по формированию толерантных взаимоотношений между учащимися. Это обусловлено тем, что и в игре, и в труде дети должны действовать сообща, то есть им приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, выстраивать продуктивные взаимоотношения.
- Парные и групповые формы работы во время учебных занятий. Необходимо отметить, что группы и пары должны быть динамичны, в этом случае учащиеся учатся быстро выстраивать взаимоотношения, развивают свои коммуникативные навыки и умения, находят компромиссные решения и т.д.
- Индивидуальная работа по формированию у учащихся адекватной самооценки. Самооценка является одним из важнейших показателей выражающим умение ребенка взаимодействовать с другими людьми.
- Внеклассные тематические мероприятия, способствующие воспитанию толерантного взаимодействия между учащимися.
- Работа с родителями, направленная на объединение усилий школы и семьи по воспитанию у детей толерантности, а также по совершенствованию педагогической культуры родителей.