Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание толерантности в школе

Цели и задачи воспитания толерантности в школе

Толерантность является одним из важнейших условий нормального функционирования гражданского общества и выживания всего человечества.

[Определение] Толерантность – это умение человека жить в гармонии с другими людьми, быть терпимым к их вере, национальности, поступкам, мнению и т.д. [/Определение]

Толерантность как социальная норма включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

  1. Социальная восприимчивость и неподдельный интерес к особенностям других народов (национальностей).
  2. Признание равенства всех людей на земле, вне зависимости от пола, возраста, национальности, социального уровня жизни и т.д.
  3. Полный отказ от доминирования и насилия.
  4. Готовность принять другого таким, какой он есть.
  5. Умение выслушивать и слушать другого, доверие людям.
  6. Способность к эмпатии.
Замечание 1

Цель воспитания толерантности в школе: воспитание у учащихся терпимости по отношению к людям другой веры, национальности или других жизненных взглядов, как одного из важнейших качеств современной личности.

Задачи воспитания толерантности в школе:

  1. Изучение интересов и потребностей детского коллектива, личностных характеристик учащихся для организации эффективной воспитательной работы.
  2. Развитие у учащихся навыков групповой работы, умения находить компромиссные решения и вести диалог друг с другом, считаться с мнение других.
  3. Создание оптимальных условий для формирования у учащихся коммуникативных связей.
  4. Ознакомление учащихся с историей, культурой и традициями других народов.

В настоящее время проблема толерантности относится в воспитательной проблеме. Это связано с тем, что в основе толерантности лежит умение общаться и взаимодействовать. Педагог в процессе формирования коммуникативных навыков и умений, должен учить детей, что все люди разные и нужно уметь воспринимать человека таким, какой он есть. Даже если что-то в одежде или внешности кажется странным и необычным, следует вести себя корректно и адекватно. С самого раннего возраста необходимо быть терпимыми друг к другу, даже если это не просто.

«Воспитание толерантности в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Необходимо отметить, что сейчас дух нетерпимости и неприязни к другой культуре, вероисповеданию, убеждениям, национальности и т.д., продолжает существовать не только в обществе, но и в отдельных социальных институтах (школа, детский сад, институт и т.д.).

Предметом нетерпимости в школе может выступать национальность, религия, внешний вид, социальная и половая принадлежности ребенка, его увлеченности и взгляды. Поэтому основная роль по воспитанию толерантности в школе возлагается на педагогов, которые собственным примером должны показать детям проявление терпимости и уважения к другим людям.

Один из основных вопросов, который стоит перед педагогами современной школы: «как обеспечить эффективный процесс воспитания толерантных качеств личности школьника в рамках образовательной программы?». Данный вопрос наиболее актуален в рамках современного поликультурного общества, которое ждет его решения именно от школы. Это связано с тем, что школа имеет возможность и должна создать необходимые условия для продуктивного межэтнического общения между учащимися, в рамках которого детям будет привито уважение к культуре других народов.

Основные направления работы по воспитанию толерантности в школе

Основные методы воспитания толерантности в школе:

  • Воспитывающие ситуации
  • Коллективная творческая деятельность
  • Активная социальная и трудовая деятельности
  • Информационно-развивающая и эмпирическая работа с учащимися (анкетирование, тестирование, наблюдение и т.д.)

Ключевыми направлениями работы по формированию поведенческого навыка и воспитания толерантности являются:

  1. Аналитико-диагностическая деятельность – установление уровня толерантности у учащихся. Данная работа необходимо для того, чтобы в последующем подобрать наиболее эффективные методы и формы работы с учащимися.
  2. Познавательная деятельность – проведение различного рода занятий, в рамках которых учащихся знакомят с традициями и обычаями разных народов. В случае, если есть возможность, то приветствуется посещение национальных музеев, выставок, театров, проведение тематических экскурсий и т.д.
  3. Ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на формирование толерантного отношения к окружающим людям – учащихся знакомят с различными способами разрешения конфликтов, посредством проведения диспутов, тренингов и т.д.
  4. Работа с родителями учащихся – проведение работы в форме классных часов, родительских собраний, конференций, консультаций и т.д., направленных на решение вопросов по воспитанию у детей толерантности, нравственных форм поведения и правовой культуры.

Те мероприятия, в которых принимают участие родителя наиболее эффективны и приносят больший результат. Это связано с тем, что родители для детей имеют авторитет, а их пример важен каждому ребенку. В том случае, если школа и родители объединят свои усилия, то воспитание толерантности будет более эффективно.

Основные формы работы по воспитанию толерантности в школе:

  1. Игровая и трудовая деятельности. Данные виды деятельности наиболее привлекательны и понятны для учащихся. Совместные игры или выполнение какой-либо работы способствует сплочению детского коллектива, и соответственно, приносят результат по формированию толерантных взаимоотношений между учащимися. Это обусловлено тем, что и в игре, и в труде дети должны действовать сообща, то есть им приходиться учиться взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои действия, выстраивать продуктивные взаимоотношения.
  2. Парные и групповые формы работы во время учебных занятий. Необходимо отметить, что группы и пары должны быть динамичны, в этом случае учащиеся учатся быстро выстраивать взаимоотношения, развивают свои коммуникативные навыки и умения, находят компромиссные решения и т.д.
  3. Индивидуальная работа по формированию у учащихся адекватной самооценки. Самооценка является одним из важнейших показателей выражающим умение ребенка взаимодействовать с другими людьми.
  4. Внеклассные тематические мероприятия, способствующие воспитанию толерантного взаимодействия между учащимися.
  5. Работа с родителями, направленная на объединение усилий школы и семьи по воспитанию у детей толерантности, а также по совершенствованию педагогической культуры родителей.
Дата последнего обновления статьи: 24.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot