Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Воспитание, самовоспитание и перевоспитание

Процесс перехода от воспитания к самовоспитанию

Определение 1

Воспитание – это педагогический процесс, специально организованный и целеориентированный на личностное развитие воспитанников и создание условий для раскрытия их природного потенциала.

В ходе воспитания происходит формирование устойчивых привычек поведения, вырабатываются основы социального взаимодействия, формируются нравственные идеалы и вырабатываются ценностные ориентации.

Воспитание ориентировано на формирование у каждой отдельной личности определенных качеств, необходимых ей для успешного и плодотворного функционирования в социальном пространстве. В его ходе происходит передача опыта социальной жизнедеятельности между поколениями и формируется система взглядов, ценностей, идей и мировоззрение отдельной личности.

Итогом воспитания становится формирование у личности потребности и способности к самовоспитанию.

Определение 2

Самовоспитание – это процесс сознательного усвоения социального опыта и формирования определенных качеств самим индивидом, необходимых ему для собственного личностного становления и развития.

Процесс воспитания реализуется сторонним лицом: педагог, родитель и др. Тогда как, самовоспитание осуществляется самой личностью в направлении совершенствования своих качеств, навыков, саморазвития и самореализации.

Процесс воспитания приобретает свою завершенность при развитии у ребенка навыков самовоспитания. Эти процессы взаимообусловлены и имеют свою продуктивность при тесном сотрудничестве и единой целевой ориентации деятельности.

Самовоспитание реализуется за счет:

  • Постановки личностью целевого назначения своей воспитательной деятельности, т.е. каждая личность ставит перед собой определенные задачи, самообязуя себя к достижению конкретных итогов собственного развития.
  • Определения временного периода в течение которого будет реализовано целевое назначение воспитания. Личность отчитывается перед собой. Анализирует свои успехи и достижения.
  • Осмысления личностью результатов своей воспитательной деятельности. Оно производится через определение успехов и неудач в своем развитии, выделении его проблемных сторон и выработку путей их разрешения.
  • Реализации самоконтроля своей воспитательной работы.
«Воспитание, самовоспитание и перевоспитание» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В основе целевого назначения самовоспитания лежат желания и стремления конкретного индивида. Достижение поставленных целей возможно при развитости у индивида адекватной самооценки. Это означает умение давать критическую оценку своим личностным качествам, поведению, поступкам, навыкам и способностям. Такая критическая оценка стимулирует личностный рост и развитие.

Выработка потребности в самовоспитании – высшая форма личностного развития. Она формируется в ходе последовательной и непрерывно воспитательной работы и реализуется у каждого индивида в разные возрастные периоды развития.

Предпосылкой становления самовоспитания является развитие самосознания отдельной личности. Оно связано с умением анализировать свои личностные достижения, качества и развитой потребностью к их совершенствованию.

Перевоспитание и его функциональная роль в личностном развитии

Определение 3

Перевоспитание – это система методов воспитательного воздействия, направленных на изменение, сформированных свойств личности, выработанных привычек и нравственных основ жизнедеятельности.

Процесс перевоспитания тесно связан с воспитанием и самовоспитанием. Он может быть реализован, как сторонним лицом – педагогом, родителем и иным воспитателем, так и самой личностью при осознании необходимости изменения своих личностных качеств и идеалов.

Процесс перевоспитания, в первую очередь, ориентирован на ликвидацию негативных качеств личности подрастающего поколения. Негативные свойства- искореняются, заменяясь положительными, продуктивными качествами.

Связь между воспитательным процессом и перевоспитанием можно представить как повышение качества воспитательной деятельности, нормализацию воспитания и его перевод на новый, более продуктивный, уровень развития.

Воспитание и перевоспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Воспитание и перевоспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В ходе перевоспитания происходит формирование у личности нового опыта поведения и социального взаимодействия.

Функциональная роль перевоспитания сводится к выполнению им следующих функций:

  • Восстанавливающая функция. Она связана с восстановлением положительных качеств личности и формированием у нее осознанного желания к переводу своего поведения на верный путь.
  • Компенсирующая функция. Она связано с компенсацией отрицательных сторон развития, отрицательного поведения другими положительными качествами, достижением успехов в других сферах деятельности. компенсирующая функция перевоспитания предполагает изменение поведения личности через создание новых условий для ее деятельности, в которых развивается потребность в достижении положительных результатов своей деятельности и происходит самоутверждение личности.
  • Стимулирующая функция. Она призвана стимулировать развитие положительных качеств личности через применение специальных методов воспитательного воздействия, направленных на осуждение отрицательных сторон поведения.
  • Исправительная функция. Она связана с ликвидацией отрицательных качеств и перевод поступков ребенка на путь изменения в лучшую сторону.

Перевоспитание не исключает наказания. Оно необходимо для осознания своей вины и ответственности, прихода к пониманию необходимости исправления. При этом, перевоспитание реализуется в опоре на положительные качества личности, повышение веры ребенка в свой потенциал, в свои возможности и силы и демонстрации примера хорошего, продуктивного поведения и его положительных итогов.

В основе перевоспитания личности заложено ее социальное оздоровление. Перевоспитывают, как правило, людей с развитыми формами деструктивного и противоправного поведения. В ходе перевоспитания происходит устранение дисгармоничных социальных отношений в отдельных коллективах, социальных группах, а также коррекция результатов некачественного, неверного воспитания. При этом, опора перевоспитания – внутренние силы личности, ее борьба с собственными негативными качествами и проявлениями.

Последовательность перевоспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Последовательность перевоспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 10.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot